Школьные курьёзы от Большой Веры о божественном атеизме, химиках и тёлках
Тёлка тёлке рознь
Невель, 90-е годы, вечерняя сменная школа (Школа рабочей молодёжи). Попадали туда люди разные и по разным причинам. Кто-то искренне хотел закончить школу, кто-то имел на работе должность, но не имел образования, даже среднего.
– Учащиеся в ПТУ получали ремесло (швея, плотник), а у нас – полный курс общеобразовательных наук, – рассказывает Вера Васильевна. – Мы и в колонии к малолетним преступникам преподавать ездили, вели уроки под надзором. У нас и «химики» учились. Те, кто отбывал срок и за хорошее поведение был переведён «на химию», то есть на дальнейшую отработку наказания в городе. А «химиками» их называли, потому что сперва они прикреплялись к вредному производству, химической промышленности. Позже это было уже и обычное строительство. Среднее образование в стране тогда было обязательным!
И если с первой группой учеников всё было хорошо, они сами хотели учиться, со второй возникали сложности. Несовершеннолетние оболтусы были самым сложным контингентом. Кто-то конфликтовал с учителями в обычной школе, кто-то вечно оставался на второй год, кто-то попадал в вечернюю через комиссию по делам несовершеннолетних.
– В одном из моих классов, в 7-м, подобрались именно такие подростки, – вспоминает Вера Васильевна. – Как-то прихожу в класс, открываю журнал: «Кто отсутствует?» – «Нет Яши». «По какой причине?» – «Он на выходные уехал в деревню, у него там «тёлка». Я в недоумении: «Какая тёлка? До деревни 20 километров, я шла мимо их дома, родители Яши здесь!» За партами зафыркали, объясняют мне, глупой: «У него там не животное, и даже не человек, а любовь-морковь. И наш Яшка за ней ухаживает, а не родители». Так до меня, наконец, дошёл смысл, и слово обрело новое, так себе, значение.
Большая Вера
В кинотеатре тогда шёл фильм «Маленькая Вера» и мои ученики полным составом сбежали с двух последних уроков. А в конце учебного дня всем полагались справки о занятиях в школе, и предприятие оплачивало этот день.
Являются и мои беглецы за справками. «Где вы были?» – спрашиваю. «Смотрели «Маленькую Веру», – отвечают без зазрения совести. «Ну, а я Большая Вера! И справки вам ни за что не дам, пока не выполните все задания!» Какие же они сразу стали хорошие, покладистые – никто на работе не хотел иметь прогул. Потерять работу тогда было просто, а вот устроиться сложно. В тот день компромисс я нашла, но каждый раз мне приходилось искать всё новые выходы из ситуаций и подходы к моей оголтелой трудовой неуправляемой армии. Тяжело было «доживать до понедельника».
Соловьи или кошки
В деревнях народ рассудительный, но и смешливый. Однажды Веру подвозил на телеге такой вот взрослый смекалистый шутник. Возил он молоко в совхоз. Разговорились...
«Знаешь, Васильевна, я вот люблю выпить, но что интересно, можно пить и на душе соловьи поют, а можно так выпить, что на душе кошки скребут. Вот, привёз я как-то молоко, разгрузился, подхожу к своей телеге, глядь, а под ней рубль лежит!»
– Тогда на рубль можно было купить больше 10 килограммов соли, – рассказывает Вера Васильевна.
«Огляделся, вокруг никого. Обрадовался несказанно! Зашёл в столовую – хорошо-то как! Заказал пива себе и соседу по столику. Сидим, балакаем, тепло, на душе соловьи поют! Счастье-то какое – деньги с неба упали! Отдохнули, погрелись, пора и честь знать. Рядом магазин, жена просила купить 12 килограммов соли. Зашёл, шарю по карманам, а рубля-то, который хозяйка давала, и нет! Уехал, не солоно хлебавши, домой. Жаль, что так получилось, но и хорошо, что сразу не догадался, что свой рубль пропил. Я бы всё равно выпил пива – на душе бы кошки скребли, а так соловьи пели!»
– Скромно тогда народ жил, – вспоминает Вера Васильевна. – Не шикарничал, всё обдумывал, всему радовался, рассуждал....
Дураки и биологи
Лёховская школа. Весна. Стал Лёня часто занятия пропускать. Надо идти к нему домой – не случилось ли чего. От школы до деревни 4 километра. Ребята рассказали, что Лёня учит говорить свою ворону и ползает в лесу по земле. Тихо ли? Мальчик замкнутый, необщительный.
– Иду… Подхожу к дому, открываю калитку и слышу: «Дура!». Да так отчётливо, а кругом ни души. Вхожу в дом, вижу, Лёня тоже только-только пришёл, весь в лесных иголочках да травинках. Приходу моему не рад. Выясняю причину его отсутствия в школе.
– Я за муравьём слежу, большим, рыжим, – говорит Лёня. – Сегодня целый день за ним ползал, и теперь знаю о нём всё: что ест, с кем дружит, кого боится, с кем дерётся, где ночует – всё! Я бы ещё последил, но очень есть захотел.
Порешили, что в школу Лёня будет приходить по будням, а в воскресенье – к муравью.
– До калитки меня проводил, и всё так хитренько поглядывал по сторонам, улыбался, но ворона- в этот раз сказала только «Кааарр!». Я шла домой и думала, а кто из нас умнее? И кто из нас лучше знает биологию, я или мой Лёня?
Учитель и бумажки
Снова Лёховская школа. Перемена. К учительнице Нине Петровне подбегает юный первоклассник. «Нина Петровна, можно в туалет?» – «Конечно, чего ты спрашиваешь, перемена же». Стоит, не уходит. «А бумажку?» (туалетной бумаги тогда особо не было). Нина Петровна отрывает чистый лист из тетради с рабочими планами и даёт мальчику. Тот убегает, но тут же возвращается.
- Помните бумажку руками хорошенько! Мама очень хорошо мне мнёт, а так, говорит, нельзя, вредно очень.
Нина Петровна хорошенько мнёт бумажку, отдаёт и уже машинально готовится к следующему уроку. Почти всю перемену заняла эта бумажка. А вечером, дома, Нина Петровна перед сном думает: «Не забыть бы завтра взять на работу мятые бумажки, время между уроками сильно ограничено!» Бумажки надо мять дома, а не на переменках...
Богу учили учителя?
Та же сельская школа, 70-егоды. Атеизму в те годы в институте и школе уделялось много внимания (религия – опиум для народа). И что из того вышло?!
В школе проводили семинары, конкурсы на тему атеизма, разрабатывали стенгазеты. Таковы были требования. И вот, атеистическую школьную работу приехали проверять из РОНО (районный отдел народного образования). В младших классах дали анкеты-опросники. Вопросов несколько о Боге, об иконах. И первый же вопрос: «Где ты узнал о Боге и от кого?» Ребята что-то пишут под строгими взглядами незнакомых людей. Учителя стояли ни живы ни мертвы. Что-то они напишут?! И чем это отзовётся?
– Анкеты собрали и увезли в РОНО. Через несколько дней пригласили директоров школ района на совещание, там-то и озвучили результат нашей атеистической пропаганды. Почти все дети сообщили, что о Боге они узнали… в школе, от учителей. Партийное руководство было ошарашено.
Так боялись, что религия существует в семьях, а она сеется в школах. Парадокс! Все директора получили нагоняй. Наш приехал и раздал всем нам по серьгам. Учителям велели дополнительно ввести занятия по истории религии, что мы и делали, но без энтузиазма...
– Сейчас я спокойно читаю и Иоанна Кронштадтского, и Николая Гурьянова, и Иоанна Крестьянкина, и Библию. Вот и думаю, а почему я не читала эту прекрасную литературу раньше?
Будем считать, что было некогда. Да и была тогда, со слов собеседницы, лишь одна духовная книга на весь посёлок, да и та частная, и читали её тайно. Но это уже совсем другая история…
ОТ РЕДАКЦИИ: дорогая Вера Васильевна, поздравляем Вас с 8 Марта, желаем не терять оптимизма и чувства юмора, которое, как известно, продлевает нашу жизнь!
Источник фото: фото Веры Сазоновой ,фото Веры Сазоновой,Фото из личного архива Веры Сазоновой.