Жена легендарного военкора Александра Сладкова — о страхах, чувстве вины и любви
За каждым великим воином стоит еще более сильная женщина, готовая поддержать и вдохновить своего мужчину в самые тяжелые моменты. Верно это утверждение и для военных корреспондентов. Татьяна Сладкова — супруга отважного и популярнейшего военкора Александра Сладкова. В интервью «Провинции.ру» в честь Дня защитника Отечества она рассказала о некоторых нюансах работы мужа, о переживаниях и о своей роли в военкорской деятельности Александра.
— Таня, Вы очень давно замужем за главным военкором нашей страны Александром Сладковым. Каково это — быть тылом для такого мужчины?
— Да, очень давно, уже 32 года мы вместе! Сказать, что решение стать семьей в лихие 90-е было обдуманным и серьезным не могу, но нам очень нравилось быть вместе уже с первого дня знакомства. Оба спонтанные, взбалмошные, похожее чувство юмора, чувствовали друг в друге смелость, умение отвечать за слова и поступки, принимать молниеносно решения. Все это стало фундаментом для дальнейших отношений. Кроме этого, мы дети военных — тут уже модель семьи была привита с детства в лучших ее проявлениях, принципах и законах. Поэтому в начале нашего пути, в суровое и неоднозначное для страны время, когда все сыпалось как карточный домик, мы, воспитанные в СССР, просто жили и старались держаться вместе с такими же, помогая друг другу, выручая и поддерживая во всем. С юмором, с надеждой на лучшее время. В 1992-м году родилась наша первая дочь, и вот — мы уже мама и папа! Мне было всего лишь 20 лет, но кажется, что я была ужасно серьезной и ответственной матерью.
Саша уже начал работать в местной газете. Мечта стать журналистом навеяна прочтением тогда популярных детективов Джеймса Хэдли Чейза, но идею, скажем так, не совсем приняли в семье. «Ты, Саша, семью не прокормишь, иди лучше в охрану, товарищ офицер запаса». Но Саша упрямый, настойчивый и уверенный в своем выборе, настолько, что эта уверенность увлекала идти вперед, никого не слушая. Меня это восхищало, и такое чувство, что мы вместе словно отправляемся в какое-то приключение!
За 32 года ничего не изменилось, так же живем и работаем вместе с чувством постоянных взлетов и падений, от которых дух захватывает, как на русских горках. А сегодня особенно чувствую, что нужна рядом, и причастна ко всем событиям в жизни любимого — хорошим и не очень.
— Ни для кого не секрет, что Александр получил ранение во время одной из командировок в зону боевых действий. Как вы справляетесь с постоянными переживаниями за Сашу, когда он в очередной раз отравляется на свою опасную работу?
— Да, 2008 год. Пятидневная война. Цхинвал. Наша съемочная группа зашла с нашими войсками в Цхинвал, где попала в засаду в городе. Я уже потом спустя год ездила с ребятами на то самое место, где это случилось, и где погиб майор Денис Ветчинов, прикрывая собой Сашу. Мысли о том, что Саша мой жив, и сожаление о гибели достойного и благородного офицера оказались в двух временных проекциях. В момент, в августе 2008-го, как только весть о ранении пришла, помню только ватные ноги и руки, а в раскаленной голове носилась куча вопросов — куда ранило, насколько серьезно, в каком госпитале, надо мчать туда, искать билеты, с кем-то оставить детей — и все это пронеслось за считанные секунды. Потом выдохнула, включилось рациональное мышление, и я поняла, что муж в безопасности, раз находится в госпитале, и можно просто приехать туда и прижать мое счастье к груди. А про его ногу я тогда подумала, что даже при самом плохом исходе сделаем новую и красивую — как у киборга. Потом Саша позвонил сам и сказал «Отбой! Сиди, жди дома!».
Дениса нет, это очень печально. Первое время даже стыдно было в глаза его родных смотреть, чувство вины какое-то — любимого сына и мужа нет, а мы вот здесь... Сейчас мы видимся и общаемся с семьей Ветчиновых, у него чудесные родители, и растет удивительная и хорошая доченька.
А до этого был Таджикистан, потом Приднестровье, потом две кампании в Чечне, Афганистан, Ирак. Самый тяжелый период — это Донбасс с 2014 года по настоящее время. Не представляю чем бы еще мог заняться Саша, разве только стать наставником для молодых ребят, будущих корреспондентов. Но это потом, пока все при нем, Акелла в силе, даст фору еще! Но молодые смотрят на него, интересуются, изучают тонкости репортерской профессии и философию репортерского мастерства. Сам не замечает, как сеет на информационном поле в командировках доброе и вечное в умы наших новых замечательных ребят — не только молодых корреспондентов, но и бойцов.
Я так вижу, своими глазами. В марте 2022 года в Мариуполе я приехала к нашим ребятам, довозила из Москвы аппаратуру. И вот представьте себе: где-то слышны звуки снарядов, техника гремит, танки меняют локации, а мы выгружаемся у опорного пункта на улице Филиппа Орлика. Там много наших ребят, видят моего Сладкова, улыбаются, подходят, фотографируются. Суровее момента не придумать, а они к нему идут, обнимаются. Мне так захотелось всех их обнять от гордости за них и восхищение, ведь они такие герои! И вот такая для них радость — увидеть съемочную группу ВГТРК и моего Сашу.
— Вы не пытались уговорить Александра поменять вектор и переформатироваться в более мирное русло журналистики?
— Нет, никогда!
— Помимо военкорской работы, Александр — автор одного из самых читаемых телеграм-каналов. Вы помогаете ему в этом?
— Просто не мешаю, не отвлекаю. Думаю, он признателен мне за это. Написание постов — это история про то, что работа происходит всегда и везде: дома, на диване, в машине, на отдыхе в санатории. А помогают наши дети, уже взрослые девочки. Младшая дочь еще учится, а средняя и старшая закончили журфак.
— В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха репортажей Александра? Его смотрят, ему верят, его любят зрители и подписчики.
— Секрет один для всех: говорить правду, любить людей, быть верным своим героям. Люди, особенно в нашей стране, очень чувствуют фальшь, очень пристально наблюдают за событиями, за ходом боевых действий, за судьбами людей, сопереживают, искренне радуются успехам, злятся из-за несправедливости, головотяпства и равнодушия. Признание и уважение к Саше — это дорогого стоит. Спасибо за доверие, дорогие, любимые!
— Какой Саша дома?
— По моему восприятию, дом — это место силы , где ты, переступая порог, превращаешься в папу, маму, жену, мужа, бабушку, дедушку. Раз — и ты обычный человек со своими приколами, достоинствами и недостатками, которого любят безусловной любовью, потому что ты есть! Так и наш папа — заходит, минут десять на то, чтобы прийти в себя, и жизнь начинается: собака любимая, кот рыжий, дети, жаждущие беседы с папой, диван, где собираются все для обмена энергией, флюидами и информацией. Любимый рабочий кабинет и кресло, где до поздней ночи Саша отсматривает архивы и ваяет материалы для сюжетов, фильмов и постов в телеграме.
— Как Вы поздравляете обычно мужа с 23 февраля? Может быть, был какой-то особенно запомнившийся день? И как решили поздравить в этот раз?
— Этот день для нашей семьи особенный. Мы — дети военного гарнизона, где собирались всегда за столом друзья-сослуживцы. Прогулки до Дома офицеров, где все друг друга встречают радостными возгласами, братскими объятиями и улыбками. В нашей семье принято поздравлять всех мужчин, кто в погонах, кто служит или служил, девчонки поздравляют своих мальчиков, потому как рассматривают их как потенциальных защитников Родины.
А с подарками у нас как-то все сложно, в том смысле, чтоб вот прямо угодить. Мы выбрали эмоции — походы в кино или театр, встречи с друзьями. Вот и в этот раз идем к нашим друзьям в театр на военную пьесу. Конечно, в этот день я буду особенно милой и не стану ворчать.
— Что бы Вы пожелали нашим мужчинам — защитникам Отечества, в том числе коллегам Александра — военкорам, которые сейчас защищают информационные рубежи России?
— Я хочу пожелать всем без исключения мужчинам крепкого здоровья и терпения, достижения поставленных целей, желаю идти до конца! Парням нашим, кто сейчас находится в зоне СВО и в этот день будет выполнять свои задачи, желаю везения, сил, терпения и надежды на скорое возвращение в свой дом, к своим любимым. Братцы, богатыри наши, как мы вами гордимся и восхищаемся — не передать словами! Обязательно желаю вам Победы! Той , которая сокрушительная для врага, как акт возмездия, от которого становится легко на душе, за наших ребят, кто никогда не вернется домой. За братьев наших, за сестер — бейте врагов в бою!
Моим братьям по телевизионному цеху желаю, чтоб глаз «не замылился», чтоб всегда были заряжены на успех, на веру в своих героев. Поверьте, каждый из вас уже снял бесценные архивы для потомков. Сил вам, и очень прошу — берегите себя, своих операторов и инженеров!