Бывший детский омбудсмен Владимирской области рассказал о службе на СВО
Исключение из правил
Геннадий Леонардович – один из самых известных общественников нашего региона. С 2011 по 2021 год он был уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Если знать, что сам он воспитывался в детском доме вместе со своим братом (который всего на пять минут старше его), то становится очевидным, что защитой интересов детей он занимался не по долгу службы, а по зову сердца. Тем более, что во время работы омбудсменом он стал отцом в четвертый раз!
У него две дочери и двое сыновей: Маша, Настя, Олег и Андрюша. Самой старшей –Марии – 21 год, младшему Андрею (его в семье зовут Андрюсон) – 11. Глава семейства признается, что мечтал о своей семье. Но этого хотят очень многие детдомовцы, а удается обрести ее единицам. Геннадий Леонардович и тут исключение из правил.
С женой он познакомился, когда работал во Владимирском лицее-интернате № 1. Он – педагог по образованию. Говорит, что среди коллег не сразу обратил внимание на учительницу музыки Ольгу. Но однажды как классный руководитель отвел свой 9 класс на урок к ней и сам остался. 45 минут пролетели быстро, но он посмотрел на педагога музыки совсем другими глазами. Потом на школьном литературном вечере она играла Шопена. Он понял, что теряет голову от ее взгляда, от этих глаз. Год ухаживал, а предложение сделал в ночь Ивана Купалы.
- Мы были в скаутском лагере, пошли искать цветок папоротника. И я сказал: «Оля, уже нашли. Цветок ‑ это ты». Так наши отношения перешли в супружеские, мы поженились и через 9 месяцев родилась Машенька. Хорошо помню, как я впервые стал отцом. Я добился разрешения главного врача роддома на то, чтобы присутствовать при родах. Увидел дочку и словно крылья появились, непередаваемое ощущение счастья и благодарности Ольге. Чувства переполняли: я‑ отец! А потом были первый крик ребенка, первый осознанный взгляд, первая улыбка, ну и бессонные ночи, конечно. Но всё это стоит того, чтобы малышка протянула тебе свои крохотные пальчики и тихонько сказала: «Папа». Просишь повторить и слышишь вновь… По-моему, именно ребенок - это мост через вечность, продолжающий жизнь на земле, - говорит он.
Семья
О своих детях Геннадий Леонардович может рассказывать бесконечно. Сегодня дочери учатся в Высшей школе экономики. Мария с отличием окончила гимназию №23 и поступила на исторический факультет вуза. Ее интересует история русских революций, в том числе культурная составляющая. Отец признается, что со старшей дочерью они иногда спорят о героях революций.
Анастасия учится тоже в ВШЭ, на втором курсе архитектурного факультета, выбрала специализацию «Городская среда и урбанистика». Приезжая во Владимир, она другими глазами смотрит на родной город, рассказывает о современных проектах градостроительства.
Сыновья учатся в лингвистической гимназии №23 г. Владимира. Олег – в 9 классе. Он совмещает, казалось бы, несовместимое – спорт и музыку. Играет в футбол, причем, очень хорошо – выходит в молодежном составе ФК «Торпедо», но при этом играет на скрипке. Он успевает еще и находить время на компьютерные игры, причем и здесь успешно – выступает на геймерских турнирах, пополняя личную копилку достижений не только грамотами и кубками, но и получая за победы вознаграждение.
Самый младший сын – Андрей - по мнению отца, больше технарь, чем гуманитарий. Увлекается сбором «Лего», поражая своими работами и родителей, и педагогов, собирает коллекцию солдатиков. Повлияют ли эти увлечения на его профессиональный выбор? – с ответом на этот вопрос родители и сам Андрей не спешат, время еще есть.
Быть мужчиной – оставаться воином
Легко ли было принять решение о том, чтобы уйти в зону СВО, зная, что дома ждет и любит большая семья? – спросили мы нашего героя. Геннадий Леонардович говорит, что решение поддержать своих было для него очевидным.
- Я же срочную службу на Украине проходил, в штабе Одесского военного округа. Это было в 1991-92 годах. Время было переломное – служить начинал во времена СССР, а оканчивал, когда произошел распад Союза. Мы с братом Александром служили, и нас заставляли принять украинскую присягу. Мы отказались – присягу один раз дают, и мы свой выбор сделали, когда на службу заступали. Нас отправили на гауптвахту. В итоге мы дослуживали в составе подразделения Черноморского флота в Каче. Но уже в то время на Украине поднимали в ранг героев очень сомнительные личности, такие как Бандера и ему подобные. Уже позже, когда я работал уполномоченным, я был на Донбассе, сопровождал гуманитарные конвои и видел разрушенные дома, аэропорт, видел, как раскололся мир, и куда его тащат националисты. Поэтому с началом СВО решение встать в ряды к нашим бойцам было для меня логичным. Дочери отреагировали эмоционально, они сильно волновались. Но я не мог поступить иначе, - говорит он.
- Это настоящее мужское решение,- говорит Ольга Прохорычева, - я не могла его не поддержать. Конечно, поддержала и сказала: «Да, твоё решение абсолютно правильное, нужно делать, как твоё сердце велит!»
Сын Олег признается, что авторитет отца настолько велик, что он принял его новость об отъезде, как данность – значит, это необходимо!
- Это решение не было спонтанным. Мужчина должен уметь принимать важные решения в нужный момент и определять приоритеты. Для меня это – принципиально важно. Отец ‑ это глава, добытчик, имеющий внутренний стержень, берущий ответственность за семью на себя. Мужчина должен быть и воином, и человеком, на которого можно всегда положиться, за которым как за каменной стеной. В каких бы ситуациях семья ни оказалась, какие бы сюрпризы жизнь ни преподносила. Генетическая память живет внутри каждого из нас с рождения. Миллиарды клеток организма передают не только биологические параметры здоровья, но и духовно-нравственные основы предыдущих поколений, рода. Важно не разорвать какое-то звено, потому что восстанавливать его придется будущим поколениям, - уверен наш собеседник.
«Поющий» батальон
Геннадий Прохорычев служил в подвижной медицинской группе более 13 месяцев.
- Уходил, по сути, с гуманитарной миссией — помогать тем, кому это, в первую очередь, необходимо – раненным. У меня - психологическое образование, незаконченное медицинское образование. Крови не боюсь, многое видел, мое детдомовское детство закалило, да и в армии я отслужил достойно. Я посчитал, что мои опыт и компетенции будут полезны в зоне СВО. Пришёл в военкомат, сказал, что готов идти добровольцем, - говорит он.
Госпиталь, в котором он служил, находился в 18-ти километрах от линии огня. Геннадий Леонардович не только оказывал психологическую помощь солдатам, но и помогал экстренно эвакуировать раненных, порой, без сна и отдыха, ассистировал на операциях, делал перевязки солдатам любого уровня сложности, научился ставить уколы. Вспоминает, что в некоторые дни каждые свободные руки были на счету - доставляли до трёхсот раненых в сутки. Здесь и сейчас перед ним стояла одна задача – помочь конкретному бойцу быстро и четко.
- В нашей медицинской группе было 27 человек – доктора, медицинский персонал, эвакуаторщики, подразделение охраны, - рассказал он. - Сначала работали на линии соприкосновения, однако были «прилеты» и в машины медиков, причем, иногда преднамеренные, поэтому нас перебазировали на расстояние 18 км от линии огня. Доктора работали вахтовым методом, приезжали из Москвы, Питера, Екатеринбурга, в основном добровольцы. Мы жили в блиндажах, которые обустраивали сами. Бывало, что почти сутки оставались в операционных. Было несколько случаев, когда я понимал, насколько серьезная опасность нам грозит. Во время одной из эвакуаций на точке сбора раненных появились дроны противника, а мы уже знали, что следом будет обстрел. У нас были считанные минуты, чтобы забрать раненных и уйти как можно дальше. Не растерялись, очень быстро всех погрузили, наши опытные водители сумели вывести всех из зоны огня.
- В такие моменты накрывал страх?
- Страх – нормальная реакция для человека. Не боятся ничего мертвецы либо больные люди. Важно не теряться, быть готовым действовать четко и оперативно. Не зря говорят и другое: «На передовой нет неверующих». После таких ситуаций острее ценишь простые человеческие радости - возможность поговорить с другом, послушать любимую музыку, спеть хорошую песню. Это один из способов снять стресс. Наша бригада получилась «поющей» - во время операций ставили музыку или пели сами всеми любимые песни – «Катюшу», «Темная ночь», «Землянка»… Я научился играть на гармони, кто-то привез гитару, делили импровизированные выступления, как только была возможность. В постоянном напряжении, которое есть там, невозможно оставаться всегда. Мы делали это по-своему, с помощью музыки, - говорит Геннадий Прохорычев.
За проявленные мужество и героизм в зоне СВО он награжден медалью «За спасение погибавших».
Водораздел пройден
В первый отпуск приехал спустя 8 месяцев после отъезда.
- Поезд подъезжал к Владимиру, а сердце выпрыгивало наружу, - вспоминает он. – Слезы не могли сдержать никто. Я боялся, что Ольга не выдержит, но слава Богу, она у меня сильная.
Сегодня, когда рапорт о его увольнении подписан, он находится в отпуске. Встречается со школьниками и студентами, рассказывает им о том, что происходит в зоне СВО. Говорит, что теперь у него есть полное моральное право разговаривать с молодыми на эту тему – он видел и знает, как в реальности там обстоят дела.
Геннадий Прохорычев признается, что часто вспоминает месяцы, проведенные в зоне СВО. Они стали для него водоразделом между настоящими ценностями и всем, что принято считать достатком.
- Как-то острее воспринимаешь сейчас понятие «Родины», - говорит он. – Хочется наслаждаться мирным семейным счастьем, но мысли все равно уносят туда, где остались боевые товарищи, где ты не знаешь, насколько сложным будет испытание, которое приготовит тебе новый день. Ребята, остающиеся на передовой, конечно, герои, через силу, неимоверные трудности добывается наша Победа. Я благодарю всех жителей Владимирской области, общественников, наши власти за поддержку и помощь, за гуманитарные грузы, медицинское оборудование, запчасти к технике, теплые вещи, за постоянную связь и оперативный отклик на наши просьбы. Особая благодарность детям, школьникам, студентам за проникновенные письма, теплые слова. Это очень ценно! Я желаю всем нашим защитникам остаться живыми, здоровыми, и в конце концов, вернуться в свои семьи, к своим близким и родным, а ребята, которые находятся на излечении в госпиталях, скорейшего выздоровления.
Источник фото: Из личного архива героя публикации