Публицист Захар Прилепин высказался о «культурной оккупации» России и силе слова

Захар Прилепин
Совсем недавно в свет вышел сборник рассказов «Жизнь за други своя», где собраны истории ветеранов спецоперации и членов семей погибших бойцов. Над созданием книги трудились писатель, общественный деятель Захар Прилепин и фонд «Защитники Отечества».

В интервью «АиФ» публицист рассказал о творческих планах, влиянии «культурной оккупации» на Россию, а также объяснил, в чем сила слова.

Сборник рассказов о жизни и быте бойцов СВО и членов их семей был представлен общественности в начале февраля текущего года. Всего было выпущено три тысячи экземпляров. Однако, по мнению Прилепина, в масштабах всей страны, на фоне того, что в России не развита в должной степени, ни военная проза, ни военная песня, это далеко «не вершина процесса».

«… надо, без преувеличения, еще тысячу действий произвести, подключить все механизмы Минкульта и Минобразования, телевидения и радио, театра и киностудий — чтоб получить зримые результаты: например, военную прозу или военную песню, хоть как-то сопоставимую с советской послевоенной», - отметил публицист.

«Книга
 

Общественник признался, что в рамках проведения СВО, его крайне расстраивает то, что с начала боевых действий, к примеру, в российских театрах до сих пор не было показано ни одного спектакля на тему спецоперации. По мнению Прилепина, это происходит, потому что принятием решений по этим вопросам могут вполне заниматься люди, которые откровенно не поддерживают направление российской политики.

«Отчего в столице есть сто театров — и за два года у нас так и не появилось ни одного спектакля об СВО. Почему у нас в России строят, уточните, как и где, свой Голливуд — но во главе этих процессов стоят люди, которые самым очевидным образом не поддерживают СВО? Отчего крупнейшие литературные организации в России за год не проводят ни одного мероприятия, связанного с СВО?» - вопрошает писатель.

При чем, по мнению Прилепина, эта ситуация может остаться неизменной, если само государство не поставит развитие этого направления себе в основные задачи. К тому же общественник назвал и ряд вдохновителей, которые могли бы сослужить хорошую службу российской общественности.

«Давайте мы сделаем массовой культурой Юлю Чичерину и Алексея Джанго Поддубного, Дмитрия Ревякина и Елену Фролову, Сергея Старостина и группу 25/17. Произведем, так сказать, смену караула. Наши оппоненты очень любят слово «конкуренция»! Ну вот пускай названные мною артисты будут звучать из каждого утюга, а эстрадные кумиры минувших 30 лет конкурируют с ними из андеграунда. Заодно оценим, как пресловутая конкуренция работает на деле», - отметил собеседник издания.

Развивать писательство и военную литературу, по словам Прилепина, крайне важно, ведь спустя годы и десятилетия «ценность прежних событий может измеряться только художественным словом».

«Читать и понимать исторические документы способны единицы. Народы познают и принимают свою историю через национальный эпос», - объяснил писатель.

«Автограф
 

Пожалуй, кто-то бы возразил словам Прилепина тем, что в столь сложный период для страны читать о войне и страданиях не хочется. Однако, по мнению писателя, такого мнения могут придерживаться лишь «перезрелые инфантилы, которым не нравятся конкретно страдания в Донбассе».

«Тут нет предмета спора для взрослых людей. Мир лежит во зле и страдании. Либо ты хоть как-то разделяешь эту боль со своими близкими и со своим народом, либо ты чужой, случайный и в сущности — не нужный здесь человек. Если ты никого не жалеешь и о чужой боли знать не желаешь — с чего тебя жалеть? Чем ты так хорош?» - парирует Прилепин.

В будущем писатель планирует выпустить сборник рассказов об участниках боевых действий в Афганистане, Абхазии, Чечне, Приднестровье. Общественник считает, что эти истории достойны того, чтобы о них узнала общественность и сейчас появляется возможность это сделать. Раньше, по словам Прилепина, медийной, кинематографической и культурной повесткой в РФ управляли те, кто по большей части сейчас признан иноагентами.

«Те, кто видели наше телевидение 90-х — прекрасно помнят, что управляли им Березовский и Гусинский, а ведущими итоговых телепрограмм были Евгений Киселев** (включен в реестр экстремистов и террористов), Савик Шустер, Леонид Парфенов и Артемий Троицкий***. И Виктор Шендерович** тоже работал на нашем телевидении. У нас и в литературной сфере царила примерно та же самая картина. Вообразить себе, что та издательская машина стала бы популяризировать тему приднестровского или абхазского сопротивления — невозможно. Прямо говоря, мы тогда были оккупированы в культурном смысле. И оккупация эта в полной мере еще не закончилась доныне», - говорит Прилепин.

Сегодня, обратил внимание писатель, вряд ли в рейтинге книжных продаж можно встретить хоть одну книгу об СВО. По его мнению, о таких произведениях люди просто не знают. К примеру, российскому читателю знакомы имена Людмилы Улицкой* или Светланы Алексиевич, которым, к слову, раскрутиться помогала западная медийная машина. Зато писатель Олег Ермаков, «афганец», автор романа «Час зверя» и сборника афганских рассказов «Арифметика войны» вряд ли кому-то знаком, сетует Прилепин.

* - физическое лицо, исполняющее функции иностранного агента



подпишитесь на нас в Дзен

Источник фото: Пресс-служба Захара Прилепина,Nikolay Titov/Global Look Press


*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов