«Большая ловушка»: психолог Панфилова назвала ошибки родителей при подготовке детей к ЕГЭ

Вопрос подготовки ребенка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) возникает из года в год. И зачастую родители в силу своего жизненного опыта, ответственности могут искусственно создавать стрессовую ситуацию для ребенка задолго до итоговых испытаний.

По мнению семейного психолога-консультанта Натальи Панфиловой, это большая ошибка. В беседе с «Провинция.ру» эксперт объяснила, как не стоит вести себя родителям при подготовке ребенка к ЕГЭ.

Порой родители сами того не подозревая тонко и методично раскачивают психологический фон ребенка, даже, как им может казаться, совершенно простыми и безобидными вопросами.

«Учишься ты или нет? Хорошо ли идет подготовка или ты можешь лучше? Чрезмерное родительское беспокойство – это, пожалуй, самая большая ловушка. Ведь дети сами по себе не сильно тревожатся за экзамен, пока он максимально не приблизится. А постоянное нагнетание лишь усугубят ситуацию в будущем», - отметила собеседник издания.

Также Наталья Панфилова обратила внимание на то, что родители не всегда в полной мере понимают способности ребенка. И это понятно, ведь дети не находятся под ежеминутным контролем родителей. Поэтому психолог рекомендовала проводить с ребенком совместные занятия.

«У всех детей способности к обучению, запоминанию, внутренней собранности разные. Кто-то быстро запоминает огромные тексты, а кто-то быстро принимает верные решения в стрессовой ситуации. Кто-то ловко решает тесты, а кто-то лучше отвечает устно. Чтобы понять способности ребенка, сколько времени он тратит на выполнение той или иной задачи, что вызывает трудности, что нервозность можно воспользоваться пробными тестами. Такие тренировки позволят быстро выявить слабые места в знаниях и исправить это», - отметил специалист.

Еще одной проблемой родителей семейный консультант считает неверное представление потраченного на обучение времени. Чаще всего родителям кажется, что ребенок уделяет недостаточно времени на занятия. Однако в противовес родительскому волнению можно противопоставить режим.

«Бывает, что родители начинают угнетать ребенка упреками: ты много гуляешь, ты много разговариваешь по телефону, лучше бы занимался в то время, как ребенок уже выполнил все задания. В этом случае растет напряжение внутри семьи, что влияет на когнитивную функцию и как следствие плохую усвояемость учебного материала. Очень важен режим сна, прогулок, домашних дел, но важно, чтобы ребенок был спокоен и весел, уверен в себе», - считает эксперт.

При подготовке к экзаменам в общении следует придерживаться золотой середины, считает Панфилова. С одной стороны, стоит чаще говорить ребенку, что все будет хорошо, все получится, мы в тебя верим. С другой, если ребенок слишком самонадеян, не стоит подрезать ему крылья.

«Лучше сместить ракурс на прописные истины: не выспишься – будешь плохо соображать, не научишься распределять время – будет сложно в будущем. Стоит подсвечивать другие аспекты ребенку, а не давить на него постоянными напоминаниями об учебе. Пусть он отмахнется от ваших слов, однако это отложится на подсознании», - отметила психолог.

В заключение Наталья Панфилова отметила, что время подготовки к ЕГЭ это тяжелое время скорее для родителей. Здесь даже не исключены неврозы. Семейный консультант рекомендует родителям не заносить свое волнение в пространство ребенка, ведь «любые испытания человек проходит успешно тогда, когда он внутренне стабилен».