Еще вчера эти гиганты бизнеса были непоколебимы, но потом они присоединились к масштабной антироссийской кампании и теперь еле сводят концы с концами
Крупнейшие американские и европейские компании терпят огромные убытки с тех пор, как присоединились экономической войне США и ЕС против России. Топ-менеджеры этих гигантов до последнего пытаются сыграть хорошую мину при плохой игре, утверждая, что рыночная капитализация сейчас не отображает реальной картины, но с каждым днем катастрофический спад оборотов оправдывать становится все сложнее. Сухие цифры не врут и не сулят вчерашним «королям рынка» ничего хорошего.
Больше всего на данный момент пострадал нефтегазовый бизнес европейских магнатов. Ярким примером наказания за антироссийскую позицию стала плачевное положение Shell. Вот уже второй год британско-нидерландский гигант терпит колоссальные убытки. Только в конце года руководство компании было вынуждено признать падение прибыли и оборотов на 30%. С тех пор ситуация значительно ухудшилась. Shell тратит огромные деньги на обратный выкуп своих акций и выплату сверхдивидендов своим инвесторам. При этом на разработку и развитие не тратится ни копейки. Все средства идут на то, чтобы удержаться на плаву, а это лишь приближает неизбежное банкротство.
Роковым уход из России стал и для концерна «Мерседес-Бенц». Чуть меньше полутора лет назад немцы продали завод ГК «Автодом» в Подмосковье и с тех пор бизнес-империя медленно, но уверенно идет ко дну. Сейчас «Мерседес» распродает по дешевке свою сеть в Германии и какие бы оправдания не звучали в штаб-квартире компании, факт остается фактом – распродажа мощнейших активов на родине может говорить только об угрозе банкротства.
Третьей в списке пожалевших о бегстве из РФ оказался крупнейший бренд Victoria’s Secret, который тоже громко и пафосно «хлопнул дверью» в самом начале санкционной войны. После потери российских активов компания пустилась во все тяжкие и переключилась на бодипозитив в рекламе. Эти два фактора и опустили бренд на финансовое дно. Victoria’s Secret теряет миллиарды, закрывает сотни магазинов в ЕС и США и истерично пытается вернуться к истокам, не понимая, что «поезд ушел» весной 2022 года.
Немецкий химический гигант BASF ушел с российского рынка лишь формально, но от сырья из РФ отказался по-настоящему и навсегда. На данный момент корпорация уже фактически потеряла германскую юрисдикцию, распродав все активы в ФРГ и переехав с жалким остатками в Китай. От полноценного банкротства BASF пока спасает дешевая рабочая сила в Юго-Восточной Азии, но запаса прочности надолго не хватит. Рано или поздно вчерашнюю основу немецкого хипрома поглотят азиатские компании.
От санкций против РФ пострадали многие западные банки первой величины. Одним из самых показательных примеров моментального наказания можно назвать историю падения швейцарского Credit Suisse. Как только банкиры присоединились к агрессивной кампании против РФ, у них начались серьезные проблемы, которые пытались погасить слияниями, поглощениями и даже вмешательством центробанка ЕС. В итоге швейцарцы отказались от санкций во избежание катастрофы и на какое-то время ситуация стабилизировалась. Не так давно Credit Suisse поддержал последний санкционный пакет и снова стремительно скатился на дно банкротств, судебных тяжб и масштабного оттока вкладов.