Египтяне и таджики в Великом Новгороде улицу не поделили

Встреча на новгородском тротуаре представителей двух мусульманских народов закончилась поножовщиной.

Когда 22-летнего Нуриддина доставили в больницу, его состояние было тяжёлым: проникающее ранение в живот, острая боль и большая потеря крови. Мужчина был в сознании. Хоть и плохо разговаривал по-русски, но смог объяснить, что сам он из Таджикистана, работает в Новгороде на стройке, а ножом его пырнули на улице Черняховского. Кто именно, у врачей спрашивать не принято. Тем более что и объяснять что-либо раненному парню было тяжело. Он лишь стонал, периодически закатывая глаза.

Затем Нуриддина положили на операционный стол, а хирурги принялись колдовать над израненным телом.

* * *

Поскольку пациент явно был жертвой криминальной разборки, о ЧП сообщили в полицию. Как выяснилось, в момент инцидента Нуриддин был не один, а с двумя друзьями. Полицейские их опросили. Ребята из Таджикистана рассказали, что ночью 22 октября 2022 года шли по улице Черняховского. А навстречу двигались двое парней. С ними и завязался конфликт.

Уже на том этапе выяснилась неожиданная подробность: те двое тоже были иностранцами. Но не из республик бывшего СССР. Как поняли гости из Таджикистана, оба – арабы.

Их розыском немедленно занялись полицейские. По горячим следам, в одном их хостелов, был задержан подозреваемый – 22-летний гражданин Египта Ислам Эльфеки.

Запирался он недолго. В полиции написал явку с повинной. Подтвердил, что ночью они с другом шли по городу. Навстречу – трое парней. И хотя улица Черняховского далеко не самая узкая, и разминуться на ней – без проблем, мирно двум группам разойтись не удалось. По словам Эльфеки, тем троим не понравилось, что он слушал музыку и пел: стали якобы «цепляться». Один из таджиков предложил померяться силой: подраться, если попросту. Конфликт разгорался. Один из противников схватил его за правую руку, другой – за левую, попытались повалить. Египтянин стал сопротивляться. Вырвался. И в этот момент достал из куртки складной нож, открыл его, стал, по объяснениям задержанного, «отмахиваться» и «делать тычковые движения»… Один из ударов достиг цели.

Эльфеки подтвердил и ещё одно обстоятельство: они с другом пили пиво, то есть были не вполне трезвы.

Когда египтяне поняли, что один из противников «порезан», бросились в бегство.

Всё это происходило стремительно. Друзья-таджики, подбежав к окровавленному товарищу, поняли, что дело плохо. Попытались оказать ему первую помощь. Потом вызвали «скорую».

На допросах таджики рассказывали об инциденте примерно то же самое, только настаивали на том, что его зачинщиками были египтяне. Уточнили: они шли по одной стороне улицы, а те – по другой, отделённой автомобильной дорогой. И именно тот человек, который впоследствии нанёс ножевой удар, «перебежал с той стороны дороги на нашу».

Потом, уже во время допроса на следствии, потерпевший Нуриддин так говорил об обстоятельствах междоусобицы:

«Незнакомцы стали нам что-то кричать. Когда приблизились, один из них стал вести себя агрессивно, попытался напасть на моего друга Фарзина, и тот отбежал назад. Все вокруг кричали, доносились оскорбления. Затем произошла потасовка. Я увидел, что в руке одного из них находится предмет, похожий на «электрошокер», крикнул друзьям: «Бегите!». Но это был нож. Я понял это, когда почувствовал удар в живот, около рёбер. Что было дальше, я не помню».

Эксперты пришли к выводу, что травма, причинённая Нуриддину, создавала непосредственную угрозу его жизни.

Из заключения медиков:

«Имеется травма живота в виде колото-резаной раны, проникающей в брюшную полость и правую половину грудной клетки с повреждениями хрящевой части правых рёбер, печени и правого легкого, сопровождавшаяся обильной кровопотерей. Вышеуказанной травмой здоровью потерпевшего причинён тяжкий вред, опасный для жизни человека».

* * *

После того как Ислама Эльфеки поймали, Новрайсуд дал санкцию на его арест.

И сам он, и друзья, и проживающий в Новгороде брат поняли, насколько всё серьёзно. Поэтому предприняли меры, чтобы хоть сколько-то попытаться облегчить положение задержанного.

Сам Эльфеки стал говорить, что вину признаёт лишь частично. Теперь он выдвигал версию, что удар нанёс не умышленно: виноват, мол, и потерпевший, потому что он, поскользнувшись, упал и «напоролся» на нож, который араб держал в руке.

Это – с одной стороны. А с другой, в этот период потерпевшему Нуриддину были отданы деньги: 300 тысяч рублей в порядке компенсации морального вреда.

Следствие квалифицировало действия Ислама Эльфеки по ч. 2 ст. 111 УК РФ – «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с применением оружия», где, кстати, максимальная санкция – 10 лет лишения свободы.

В суде Эльфеки остался на той же позиции, что и на следствии: да, нож в руке держал, но никаких направленных движений не совершал – потерпевший «сам упал на него».

Хотя Нуриддину и были заплачены деньги со стороны Эльфеки, обелять обвиняемого во время допроса в суде он не стал и не поддержал его версию, подтвердив, что удар ножом был нанесён умышленно.

– Кроме того, – рассказал гособвинитель Георгий Штефа, – в суд был вызван эксперт, сделавший медицинское заключение касательно травм потерпевшего. Давая оценку версии подсудимого, он не оставил на ней камня на камне. Объяснил, что при «натыкании» на нож при падении, тело действует своей массой на нефиксированную руку, и та уходит в сторону или назад, исключая проникающее ранение. Такая травма как у потерпевшего – с повреждением печени и легкого – могла быть причинена ножом при целенаправленном воздействии на тело. Нельзя было не обратить внимание на то, что в ходе следствия Эльфеки несколько раз менял показания, пытаясь объяснить механизм травмы. Эксперт заявил, что при обстоятельствах, изложенных подсудимым, потерпевший не мог получить рану такой глубины.

Суд согласился с позицией следствия и стороны обвинения:

«Показания подсудимого о том, что он нанес телесное повреждение потерпевшему случайно, отмахиваясь от него ножом, что тот сам наткнулся на орудие преступления, полностью опровергается заключением судмедэкспертизы и показаниями эксперта Ш., указавших на иной механизм образования ранения у потерпевшего, чем сообщает подсудимый, а также показаниями потерпевшего и всех свидетелей. Подсудимый, нанося удар ножом в тело потерпевшего, где находятся жизненно важные органы, не мог не осознавать реальную возможность наступления тяжелых последствий от его действий для здоровья потерпевшего, что свидетельствует об умышленном характере его действий».

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признал явку с повинной, добровольную выплату 300 тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда, частичное признание вины, раскаяние в содеянном, молодой возраст, совершение преступления впервые и даже «аморальность поведения потерпевшего»: он не отрицал, что в ходе перепалки оскорблял Эльфеки.

Тот факт, что египтянин был нетрезв, суд не отнёс к числу отягчающих обстоятельств, так как не опьянение было причиной совершения преступления. Хотя, нельзя не вспомнить, что Коран запрещает мусульманам пить алкоголь.

7 декабря 2023 года Новгородский районный суд вынес приговор Исламу Эльфеки: 1,5 года лишения свободы в колонии общего режима. Но поскольку в период следствия он отсидел в изоляторе больше года, а день в СИЗО приравнивается к полутора в колонии общего режима, получилось, что своё Эльфеки уже отбыл. После оглашения приговора он вышел на волю.

В Великом Новгороде, однако, больше ему не жить.

– В отношении осуждённого сотрудники подразделения по вопросам миграции вынесли решение о запрете пребывания в России, – рассказала заместитель начальника пресс-службы УМВД по Новгородской области Татьяна Золотухина. – Ему дан срок на исполнение этого решения. Сейчас мужчина самостоятельно оформляет документы на выезд к себе на родину. Если в установленный срок он этого не сделает, будет депортирован принудительно. Стоит добавить, что до инцидента он провёл в Новгороде всего-то около двух недель. Приехал поступать в вуз, но успел только подать документы.

* * *

За один год Новрайсуд вынес два приговора, проистекающих из конфликтов, случившихся в Великом Новгороде между иностранцами.

Ранее был провозглашён приговор гражданину Узбекистана Асроржону Эгамбердиеву. Там тоже был конфликт на ночной улице, в котором с одной стороны участвовали узбеки, а с другой – опять же египтяне. Один из которых и стал пострадавшим: ему Эгамбердиев нанёс два ножевых ранения, как сказано в материалах дела, «в ягодичную область».

При наличии явных аналогий и такой же квалификации преступления Эгамбердиеву суд назначил 5 лет лишения свободы – тоже в колонии общего режима. Нельзя не отметить, что санкция ч. 2 ст. 111 УК РФ имеет только верхнюю границу – 10 лет лишения свободы. Нижняя граница законодателем не установлена. Суды могут назначить и 10 лет, и 10 месяцев. Всё зависит от конкретной ситуации и личности привлекаемого к ответственности человека.

Алексей КОРЯКОВ
Великий Новгород