Проклятие Салемских ведьм: в тех местах до сих пор находят бутылки с демонами

.
.
В ноябре этого года на золотых пляжах юга США стали находить страшные артефакты, по поверьям, заключающие в себе демонов. «Ведьмины бутылки» - это своего рода компактная тюрьма для злых духов. Таким же способом в старину на Востоке заключали в кувшины джиннов. О жутковатых находках сообщил телеканал Fox News.

Телевизионщики на полном серьезе советуют отдыхающим не прикасаться к ним и ни в коем случае не откупоривать «ведьмины бутылки»: иначе демон вырвется наружу. И это в XXI веке!

Самого духа внутри бутылки разглядеть не удастся. Ее видимое содержимое представляет из себя набор всякой дряни: клочья волос, ногти, сухие пауки, кости мелких животных, нередко – моча и всяческие нечистоты.

Традиция «ведьминых бутылок» ведет начало из Британской империи и оттуда была принесена в Новую Англию, утверждают этнографы. В прежние времена считалось, что ведьмы насылают на людей демонов, и избавиться от демона можно, заключив их в закупоренную ёмкость посредством особого ритуала.

Некоторые бутылки, обнаруженные на американских пляжах, похоже, старинных времен – необычной формы, заросшие ракушками. Но большинство – современные. Судя по всему, вера в колдовство жива в США до сих пор. И у этих суеверий очень глубокие корни.

Самая мрачная и трагическая история, связанная с ведьмами, случилась не в средневековой Европе, а именно на территории нынешних США в самом конце XVII века. Во Франции уже родился Вольтер, и все было готово к началу эпохи Просвещения, а за океаном пытали и убивали ведьм.

Эта история известна как процесс Салемских ведьм – или Сэйлемских, как правильно звучит название городка, где всё и произошло. Однако в культуре утвердился именно первый вариант написания. Сейчас это пригород Бостона. А в 1692 году это было крошечное поселение пуритан – суровых протестантов, сбежавших в Новый свет из Европы от религиозных преследований.

В конце зимы 1692 года в этом забытом богом месте началась одна из самых жестоких и кровопролитных охот на ведьм, которые знала человеческая история.

Все началось с местного пастора, должность которого незадолго до начала гонений на ведьм занял Сэм ПЭРРИС. Он был образованным человеком, учился в Гарварде, но не смог его окончить из-за смерти отца. У него была жена и трое отпрысков: Том, Элиза и Сьюзан.

Пэррис поселился в Салеме после того, как разорился из-за урагана, уничтожившего сахарные плантации на Барбадосе, доставшиеся ему от отца. Благодаря своей харизме чужак быстро стал духовным лидером местной общины. Однако вскоре из-за властного характера нового пастора в общине начались конфликты. Пуритане отказались платить Пэррису деньги, фактически дав ему понять, чтобы он убирался на все четыре стороны.

Идти ему было некуда. И вот тогда-то началась история ведьм Салема.

В январе 1692 года у дочки пастора Элизы и ее двоюродной сестры Эбигейл началось непонятное заболевание. Они истошно кричали на разные голоса, тела их выгибались в самых причудливых позах, а главное – они совершенно не могли слышать чтение Священного писания. Говорили, что их сразу начинают колоть булавками некие невидимые существа – несложно было догадаться, что речь о демонах. Местный врач Уильям ГРИТТС признался, что он тут беспомощен: это, мол, не болезнь, а магия.

Дети подтвердили: да, они знают, что их заколдовала служанка Титуба.

Женщина служила семейству Пэрриса еще с Барбадоса. Считается, что ее родители были индейцами, но, возможно, в ее жилах текла и кровь чернокожих рабов, привезенных на Барбадос из Африки и прихвативших с собой традиции магии Вуду. В общем, более подходящей кандидатуры на роль ведьмы придумать трудно.

Преподобный Пэррис лично пытал свою служанку, пока она не призналась, что и правда занималась колдовством. Но Титуба настаивала, что ее магия была «белой», и она лишь пыталась помочь юным госпожам. Под пытками она выдала имена двух «настоящих» ведьм, которые наслали на девочек демонов: Сары ОСБОРН и Сары ГУД. Одна была старой вдовой, другая – местной нищенкой. Защитить обеих было некому.

Меж тем эпидемия одержимости демонами разрасталась: еще несколько девочек стали кричать дикими голосами и биться в конвульсиях. А 4-летняя дочка Сары Гуд призналась, что ее мать действительно ведьма, и малышку она тоже однажды, лунной ночью, посвятила Сатане.

Росло количество доносов, по которым хватали и бросали в тюрьму и взрослых, и детей, не считаясь с тем, что большинство из них было написано соседями жертв из-за давней вражды. Сначала арестовывали только женщин, потом выявили и несколько «ведьмаков», в числе которых оказался бывший пастор Джордж БЕРРОУЗ.

Весной число обвиняемых в колдовстве в Салеме достигло четырех десятков человек. Новый губернатор Уильям ФИПС, присланный из Англии, вынужден был открыть специальную сессию суда – ведь в метрополии с 1641 года колдовство было квалифицировано как уголовное преступление. К моменту начала судебных слушаний некоторые ведьмы уже умерли в тюрьме. Но 19 человек все же были казнены. Вопреки стереотипам, их не сожгли, а повесили. Еще один мужчина погиб во время пытки, когда на его грудь один за другим накладывали тяжелые камни.

Перед казнью нищенка Сара Гуд бросила проклятье в лицо священнику Николасу НОЭСУ, который её осудил: «Я не больше ведьма, чем ты ведьмак! Господь напоит тебя кровью!»

Через несколько лет проклятие сбылось: у Ноэса хлынула ртом кровь, и он умер.

Казнили и бывшего проповедника Берроуза. Его осудили за «подъем невероятных тяжестей», происходивший явно не без помощи демонов.

Титуба, кстати, выжила: ее выкупил за большую сумму какой-то загадочный незнакомец и увез с собой. Далее ее следы теряются. Некоторые говорят, что спасителем колдуньи Вуду был сам дьявол…

Всего в процессе Салемских ведьм так или иначе пострадали 150 – 200 человек и два животных: власти казнили двух собак, в которых, якобы, тоже вселились демоны.

Охота на ведьм разрослась до таких неимоверных пределов, что культурные люди новой Англии забили тревогу. Инкриз МЭЗЕР, возглавлявший Гарвардский колледж, горячо выступил в защиту ведьм, которых, как он считал, осудили по оговору. Он заявил, что лучше пусть настоящая ведьма выживет, чем казнят невиновного. То есть сам факт существования ведьм он не отрицал.

В то же время девочки, с которых все началось, признались, что никакой одержимости не было – они просто решили так «поиграть». Тут уж власти велели им помалкивать: они только что два десятка человек казнили, а теперь оказывается, что это была игра? В общем, скандальный процесс нужно было срочно сворачивать. А то дошло до того, что даже на жену губернатора пошли доносы, что она тоже ведьма.

Задержанных потихоньку начали отпускать. Уже в 1697 году ряд приговоров был признан судебной ошибкой, а в 1702 году жертв процесса реабилитировали.

Преподобный Пэррис вышел в отставку и уехал с семьей из Салема.

Самые разные объяснения всей этой истории предлагают исследователи. Наиболее распространенное – массовая истерия. Зима 1692 года выдалась на редкость тяжелой, некоторые жители Салема умерли, а многие голодали. Соседний Йорк сожгли индейцы, и в Салеме также ждали их нападения. В такой атмосфере было достаточно небольшой искры, чтобы прогремел взрыв. А тут появляются дети, одержимые дьяволом…

Медики высказали предположение, что девочки страдали летаргическим энцефалитом, симптомы которого очень напоминают то, что с ними происходило.

Наконец, преподобный Пэррис мог подговорить дочерей всё это устроить, чтобы решить свои проблемы: ведь кафедра пастора под ним шаталась.

И, наконец, остается еще один, самый интересный вариант: обвиняемые действительно занимались колдовством. Весь вопрос – с каким результатом. Верить или не верить в ведьмовство – личное дело каждого.

Кости салемских ведьм давно истлели – но дело их живет. Фотограф из Новой Англии Фрэнсис ДЕННИ объездила весь американский континент и сделала тысячи фотографий, на которых запечатлены современные ведьмы. Среди них – вудуистки травницы, прорицательницы и даже секс-ведьмы. Интерес к этой теме у Денни возник, когда она раскопала в архивах, что среди ее предков были осужденная в Салемском процессе ведьма, а также – судья, который ее судил.

По материалам fb.ru и travelask.ru

На фото - «Ведьмин дом» в Салеме (построен не позднее 1642 года, здесь жил судья Корвин, отправивший на эшафот 19 «ведьм»). Фото – SalemPuritan, собственная работа / commons.wikimedia.org / wikipedia.org



подпишитесь на нас в Дзен