Почему покойника несут вперед ногами и откуда взялись другие ритуалы похорон
переходит в иное качество. Покойник может как вредить, так и помогать своим живым сородичам.
Отголоски этих верований сохранились до сих пор: в виде монет, положенных на глаза усопшего, занавешенных чёрной тканью зеркал и того правила, что тело обязательно нужно выносить из дома вперёд ногами. Но это лишь те из неписанных традиций, которые известны всем. Существует еще множество других рекомендаций, как сделать, чтобы умерший не навредил живым. Их раньше хорошо знали на Руси и соблюдали неукоснительно.
Взгляд покойника всегда пугал людей. Считалось, что он может нанести вред живущим, а конкретно – с его помощью мертвец способен забрать с собой кого-то из своих близких в потусторонний мир, чтобы ему самому не заскучать там. Если глаза мёртвого были закрыты не до конца, и он как бы глядел на мир из-под опущенных век, говорили, что так он высматривает себе «компанию». Поэтому глаза покойника почти у всех народов принято закрывать. К тому же считалось, что с приходом смерти человек засыпает, потому его и называют «усопшим», а разве можно спать с открытыми глазами?
Закрывают веки, например, положив на них монеты. Таков традиционный атрибут похорон у многих народов. Почему? Оказывается, эта традиция идёт ещё со времён античности. Монеты – это плата паромщику Харону, доставляющему души умерших через реку Стикс в Тартар (подземный мир). Древние греки считали, что без этого взноса душа не попадёт в мир мёртвых и будет неприкаянно скитаться по земле ещё сто лет, мстя и вредя людям.
Разумеется, есть и вполне естественное объяснение необходимости закрывать глаза трупу. Роговица его не смачивается слезой и скоро становится мутной. Выглядит это довольно устрашающе.
Запрет целовать покойника в губы существовал на Руси издревле. Целовать предписывалось только в лоб. Причина в том, что еще по языческим представлениям именно в дыхании обитает душа человека (отсюда слово «дух»). И через уста мертвеца потусторонние сущности способны проникать в людей. А значит, производя такой «посмертный» поцелуй, ты рискуешь впустить в себя и душу покойника, и кое-кого еще. И тогда проблем не оберёшься: начнут мучить кошмары, донимать разные видения, одолевать неудачи и хвори.
Рациональное зерно подобного табу в том, что на слизистых трупа, когда уже начался процесс разложения, находится множество болезнетворных бактерий, которые попросту опасны для здоровья. Так гигиенический фактор сошёлся с мистическим.
Дурной приметой считался тесный гроб. Или напротив – его подобрали покойнику значительно больший по размеру, чем тело. Мол, если в домовине есть свободное место, то оно для кого-то предназначено. Вот в скором времени и ждите еще одну смерть в семье.
Не менее важным для родни считалось правильно одеть мертвеца. Так сказать, снарядить его в последний путь по всем правилам заупокойной моды. Одежда должна была быть новая, ни разу не ношенная, или, в крайнем случае, если семья совсем бедная, то хотя бы как следует выстиранная, без дыр и пятен.
Однако строгие правила требовали большего. Облачение мертвеца должны были пошить так, чтобы швы оказались снаружи, а иголка с ниткой при этом ходит в направлении от швеи. Если шить саван по направлению «на себя», то таким образом можно «пришить» к себе и покойника, который будет являться по ночам и мучить, а то и в могилу утащит раньше срока.
Но и это еще не всё. На швах погребальной одежды не допускалось никаких узелков. Считалось, что каждый из них очень стеснит покойного на том свете, причинит ему мучения. Некоторые старики говорили, что узелки могут «привязать» мёртвого к этому миру, и тогда уж, понятное дело, живых он в покое не оставит. Даже когда надевали умершей женщине платок на голову, то концы его не завязывали узлом, а просто скрещивали между собой.
Важен был и цвет одеяния, в которое облачали усопшего. Беда, если похоронили родного человека в красной одежде – ведь это цвет крови, а значит, вскоре обязательно уйдёт в мир иной кто-то из близких родственников покойного.
Всем известно, что покойника следует выносить из дома вперед ногами. А то, не ровен час, еще назад вернётся. Чтобы сильнее запутать «пространственное мышление» мертвеца, иногда в деревнях вытаскивали гроб через окно – тогда покойник уж точно не отыщет вход в дом и не будет являться по ночам его обитателям. Порой для выноса тела даже специально стену разбирали – так страшились возможных визитов.
Смертные путы – это верёвки, которыми связывали покойника, чтобы, например, выпрямить ему окоченевшие в согнутом положении ноги, придать телу нормальное лежачее положение. Но, не дай бог, забыть их развязать перед тем, как предать тело земле! Тогда мертвец будет являться родным и всячески требовать, чтобы они освободили его от пут.
Кстати, это довольно новые представления, возникшие, видимо, уже в христианскую эпоху. Археологам известны захоронения первобытных людей, в которых, напротив, ноги связаны, либо перебиты голени или перерезаны сухожилия. Как отмечает известный антрополог Станислав Дробышевский, это делалось как раз для того, чтобы мертвец не мог выйти из могилы и навредить живым.
Интересен обычай, который соблюдался в деревнях даже в ХХ веке. Если родичи забыли перерезать «смертные путы», то им надо было дождаться, когда скончается ещё кто-то из односельчан. Тогда ему в гроб клали ножницы и просили передать покойнику, чтобы тот самостоятельно разрезал на себе верёвки.
Если же «смертные путы» сняли чин по чину, то их полагалось либо класть в гроб в ногах покойного, либо сохранить. В последнем случае «путы» активно применяли в различных колдовских ритуалах. Это делали колдуны, считая, что в них сконцентрирована мощная смертельная энергия. Поэтому держать их дома было никак нельзя. Их хранили в сарае, подвале или другом нежилом помещении.
Тема предметов, так или иначе связанных с погребением и кладбищем, также содержит много табу. Согласно известному поверью, родным ни в коем случае нельзя забывать на кладбище какие-либо вещи, особенно предметы одежды. Иначе, мол, вскорости обязательно туда вернёшься, но уже, понятное дело, вперёд ногами. Распространено также жутковатое суеверие, что если положить фото недруга в гроб к покойнику, то человек, который запечатлен на снимке, начнёт «гнить заживо» вместе с мёртвым телом… Это уже совсем современная байка – ей чуть больше столетия, как и массовому появлению фотографий.
Крайне странные, а иногда и страшные погребальные ритуалы существуют во многих культурах мира.
Китай. В Поднебесной уже две тысячи лет женят мертвецов. Считается, если мужчина умер холостым, то и в загробной жизни он обречен на одиночество. Поэтому ему спешно выбирают невесту – тоже мертвую. Главное – успеть до погребения. Родственники ищут по ближайшим селениям какую-нибудь умершую девушку. Важно при этом, чтобы два покойника оказались рядом – все, как на настоящей свадьбе.
Этот жуткий ритуал называется «Инь хунь». Его не смогли изжить даже коммунисты. Недавно один китаец пытался выкрасть труп женщины прямо с траурной церемонии, чтобы продать его за 25 тысяч юаней, что составляет 2 500 долларов США. Заказчиками преступления была семья, где умер холостой парень. Впрочем, стоит отметить, что некоторые русские сектанты пошли еще дальше и «выдают замуж» умерших девушек за живых парней, которым даже надевают специальное кольцо на палец.
Япония. Умерших в Японии обычно кремируют. Причем часть праха забирают родные, а другую половину передают… по месту последнего трудоустройства покойного. В итоге одну урну с прахом хоронят родственники, а другую – коллеги на корпоративном кладбище. Поэтому у многих почивших японцев по два места упокоения.
Филиппины. Здесь, чтобы душа умершего покоилась с миром, с ним обязательно должны выпить все, кто его знал при жизни. Для этого покойника обряжают в лучшую одежду, сажают в доме, суют ему в зубы сигарету, а в руку вставляют бутылку местного самогона.
По материалам thevoicemag.ru, cyrillitsa.ru
Фото - freepik.com / wirestock