Дьявол прячется в куклах
Есть в игрушечных человечках, с детства знакомых всем нам, что-то мистическое, а порой и страшное. Они сидят на полках, лежат на детских кроватках, стоят в нарядных коробочках и…. словно наблюдают за нами. Не случайно в литературе и кинематографе самые леденящие душу сюжеты выстроены с участием куклы, в которую вселяется душа ее хозяина или хозяйки, а то и сам дьявол.
По мнению многих исследователей, первые куклы вовсе не считались забавными детскими игрушками, а были частью культов общения с умершими предками и связанными с этим обрядами. Как писал профессор ЛГУ филолог-фольклорист В.Я. ПРОПП, «остяки, гольды, гиляки, а также китайцы, мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи «деревянного болвана» – куклу, которая считалась вместилищем души покойного. За ней ухаживали, как за живой – кормили и укладывали спать.
Представление о том, что кукла может быть вместилищем души умершего, отразилось и в египетской магии (считалось, что фигурки «ушебти», похороненные вместе с человеком, помогут ему сориентироваться в загробном мире).
И в наше время некоторые африканские племена используют в некоторых обрядах кукол как «клонов» мертвых. Так, в случае смерти жены и вторичной женитьбы мужа тот хранит в своей хижине куколку, как бы представляющую его первую жену в потустороннем мире. Чтобы она не ревновала к «сопернице», ей оказывают разнообразные почести.
У алтайцев тряпичные куклы, которые называются энекелер («бабушка»), считаются воплощением духов предков-женщин и передаются по наследству по женской линии. Их почитают и оберегают от представителей сильного пола (по старинным поверьям, не только прикосновение, но даже мужской взгляд на «бабушку» способен оскорбить ее и накликать беду на весь род).
Предназначение куклы, связанное с древними верованиями, скорее всего, легло в основу средневековой европейской магии как учение об искусственно созданном человекоподобном существе, которое обладает сверхъестественными магическими способностями. Кукла, как пишут специалисты-эзотерики, изучающие эту область, повторяя человека и отталкиваясь от него, как бы связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими нитями.
У негритянских племен верхнего Нила женщины, занимающиеся колдовством, издавна делали куклы, наделенные волшебной силой. В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти кого-либо колдуны вырезали фигурку (изображающую умершего и пребывающего в ином мире), при помощи которой пророчествовали.
Вообще во многих культурах существует убеждение, что магия с использованием кукол – самая сильная. Именно поэтому с древнейших времен кукла являлась одним из важнейших «участников» магических ритуалов. Как правило, она изображала духа, к которому взывал маг или человек, просящий этого демона о помощи (не всегда безобидной для других). Тот же обряд мог совершать человек, на которого было направлено магическое воздействие, от чего он хотел бы избавиться.
Гаитянские колдуны вуду, используя так называемый «закон подобия», делали восковую копию своей жертвы, а затем протыкали ее шипами растений (позже – иголками и ножами), при этом сам «оригинал» испытывал страшные мучения, доводящие порой до смерти. Попав в Европу, эта техника несколько видоизменилась, обросла устрашающими ритуалами и тайными знаками. Но главное – в руках колдунов появилось весьма грозное таинственное оружие, берущее свое начало именно в гаитянских обрядах, – энвольтирование. Это особый вид магического воздействия на человека через куклу-вольт, как бы являющейся копией определенной личности.
Но есть и другая сторона медали – часто куклы применялись для целительства. Например, в Восточной Европе, чтобы вылечить больного, его недуг как бы «переносили» на куклу, которую делали из соломы без изображения лица. Чтобы связать ее с болящим крепкими узами, внутрь ее помещали осиновую чурку или уголек. Колдуны клали изготовленную куклу в постель больного, а когда, по их мнению, «любопытная» болезнь покидала человека, изучая фигурку, ей рисовали лицо, а потом сжигали или топили в текущей воде.
Африканские шаманы, будучи уверенными, что при лечении они открывают врата в иной мир, где водятся злые демоны, делали из глины куклу, похожую на пациента, и «лечили» сначала эту куклу – для того чтобы духи, проникнув в наш мир, привлеченные слабостью больного, не навредили ему еще больше.
В некоторых восточных странах целители для лечения человека, получившего перелом или вывих, изготавливали куклу со сломанной или погнутой конечностью, читали над ней определенное заклинание, а потом ноге или руке придавали правильную форму. Затем эту фигурку дарили больному, и после этого его кости и связки быстро восстанавливались.
До сих пор некоторые верят в то, что, волнуясь за близкого человека, отправившегося в какую-то длинную или опасную дорогу, нужно иметь при себе хотя бы немного похожую на него куклу, которую надо назвать его именем и поместить в безопасном уютном уголке. Этим можно уберечь человека от дорожных неприятностей.
У большинства народов культы смерти и плодородия тесно связаны между собой. Поэтому некоторые атрибуты как бы переходят из культа в культ, при этом приобретая совсем иные символические значения. Так, кукла, считавшаяся поначалу только атрибутом смерти и погребения умершего, со временем стала одним из символов женского плодородия.
В некоторых африканских племенах до сих пор существует обычай дарить девочке, достигшей возраста половой зрелости, особую куклу. Ее полагается хранить до рождения первого ребенка, после чего молодая мать получает в подарок от своей матери еще одну куклу, и это продолжается с появлением каждого следующего новорожденного.
Многие уверены, что наибольшими магическими способностями и силой обладают куклы, созданные руками мастера (так называемые «авторские»). Вкладывая в них свои разнообразные умения, силы, немалое количество времени (и, конечно, фантазию), эти мастера даже помещают внутрь кукол различные полудрагоценные камни, тем самым как бы «одаривая душой» свои творения. Созданные с любовью, эти поделки способны стать настоящими талисманами для тех, кто их приобрел. Многие хозяева таких кукол как бы связываются с ними невидимыми, но очень прочным узами и уверены, что они помогают и оберегают их.
Но так как эти создания как бы впитывают в себя негативную энергию, то они чутко реагируют на неблагоприятную атмосферу дома, могут внезапно сломаться или начать «зеркалить» – «отдавать» негатив обратно, если хозяева часто выясняют отношения на повышенных тонах или даже просто таят в себе недобрые чувства. Такую «рассерженную» куклу нужно починить (руками того же мастера), тогда изменится и атмосфера в доме и уйдут «нехорошие» мысли. А если это невозможно, лучше избавиться от нее, как бы дорога она вам ни была.
Куклы из старинных народных сказок, средневековых легенд и современных мистических романов и фильмов то играют роль чудесного сверхъестественного помощника или талисмана, то становятся опасным магическим оружием или таинственным врагом. Все зависит от того, кто и для чего ее сделал или чей дух в нее вселился.
Защитница вашего дома
Обрядовая кукла Берегиня с давних пор защищала дома наших предков от злодеев и нечисти, приносила удачу и благосостояние. Так почему бы не перенять их опыт?
Прежде чем приступать к созданию оберега, необходимо отложить в сторону иголки и ножницы, ведь он не должен быть ни колотым, ни резаным. Не стоит изображать на лице глаза, нос и рот. Считалось, что в куклу с лицом может вселиться злой дух, и тогда она начнет портить жизнь всем, кто проживает в доме.
Оберег нужно сделать за один день. Занятие это женское, в процессе которого устанавливается энергетическая связь с куклой. Поэтому присутствие мужчины или посторонняя помощь ни к чему. Нельзя приниматься за работу в плохом настроении или при недомогании – в этом случае негатив перейдет на куклу, и она не сможет выполнять свою функцию.
При изготовлении Берегини нужна не новая ткань, а лоскутки от старой одежды, наволочек или простыней – такая кукла надежней оберегает своего владельца.
Вначале следует взять длинную полоску плотной ткани высотой 4 см, смотать ее в плотный «бочонок», ниткой закрепить, чтобы он не размотался, потом положить его по центру полотна размером 10 х 10 см. Этот квадрат заворачивается симметричными складочками с лица и спинки куклы. Формируя голову, по часовой стрелке обкручивается ниткой линия шеи. Концы получившихся по краям «ручек» следует завернуть внутрь и перевязать, сформировав кисти. Для одежды получившейся куклы нужно использовать разноцветные лоскутки, которые тоже приматываются к ней.
Местом «жительства» хранительницы дома может быть маленькое лукошко, в котором будут храниться предметы, напоминающие о том, какую функцию она должна выполнять (для привлечения здоровья – сушеные лечебные травы, любви – парные фигурки, денег – монетки, а для охраны от злых сил – веточка рябины).
Если оберег сделан с соблюдением всех правил, установленных нашими далекими предками, то у вас получится не просто самодельная куколка, а настоящий магический атрибут, хранитель домашнего очага.
Сад утопленниц
Небольшой «Остров кукол» (по-испански он называется La Isladela Munecas) расположен в обширной сети каналов, к югу от Мехико – в популярном месте паломничества туристов.
Но это вовсе не чудесный мир, где создают и предлагают приезжим купить красивые сувениры. На самом деле остров похож на своеобразное кладбище – там повсюду на деревьях развешано более тысячи уродливых, искалеченных и грязных кукол. Такая «выставка» способна вселить тревогу даже в самых смелых туристов.
Начало этой жуткой коллекции положил в пятидесятых годах прошлого века Джулиан Сантана БАРРЕРА, который отрекся от всего мира и своей семьи, уединился на острове, где до сих пор нет электричества и коммуникаций, а добраться туда можно только на лодке.
Наведываясь в места обитания людей, странный отшельник начал собирать выброшенных в мусорные корзины кукол и развешивать их на ветвях деревьев. Предполагали, что его необычная деятельность имела цель – успокоить и утешить душу утонувшей поблизости маленькой девочки, а затем и других детей, погибших в разные годы в водах каналов, о смерти которых он узнавал.
Мрачную коллекцию со временем стали пополнять местные жители, обменивая старые и сломанные куклы на овощи, которые выращивал на острове отшельник.
Со временем Баррера превратил обычный остров в довольно жуткое место, где за каждым шагом приехавшего туда человека наблюдают глаза изуродованных игрушек.
Ходят упорные слухи, что каждая из кукол, развешанных на острове, имеет астральную связь со «своей» утопленницей и подпитывается от нее энергией. Многие верят и в то, что в сумерки иные куклы могут загипнотизировать одиноких туристов, тихими голосами зазывая их в подводное царство. Чтобы противостоять этому и стряхнуть чары, «знатоки» советуют зажечь перед подозрительной куклой свечку и прочитать молитву за упокой души утопшей.
Когда Джулиан Сантана Баррера утонул в канале 17 апреля 2001 года, семья отшельника, от которой он отрекся, стала содержать на пожертвования многочисленных посетителей этот «музей под открытым небом».