Как замотивировать подростка на учебу: несколько подсказок родителям дает психолог

По данным опросов, почти половина россиян называют отсутствие у школьников интереса к образованию самой серьезной проблемой.

При этом треть соотечественников хотела бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а две трети уверены в том, что хорошая учеба необходима для будущей успешной карьеры.

Все это в теории. А на практике мы приходим домой и видим, как подросшее чадо часами залипает в соцсетях или рубится в онлайн-игры. Ни желания учиться, ни стремления развиваться и познавать мир… Причем если в младших классах решить вопрос можно наказаниями и запретами, то в уже средних такие методы не проходят. Возмущенные возгласы родителей просто игнорируются, и дело не двигается.

Как изменить ситуацию и замотивировать ребенка на учебу - рассказывает психолог Михаил ГРУБИЧ.

«ОПЯТЬ ДВОЙКА, ДА И ЛАДНО!»: ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ ОЦЕНКИ

Подростковый период - один из самых непростых в жизни человека и отмечен множеством кризисов. В том числе - и в учебе. Ребенок ищет свое место в обществе, познает нормы поведения и общения, но параллельно теряется интерес к учебе.

Отличники скатываются до троек, троечники становятся заядлыми прогульщиками. В глазах пустота и никакого желания учиться.

Комментарий специалиста: «Родители в этот период буквально хватаются за голову, - поясняет Михаил ГРУБИЧ. – Подросток просто не хочет идти в школу, домашку списывает, а все, чем интересуется – это гулять с друзьями или сидеть в онлайн-играх. Причина на самом деле банальна – в школе им скучно. По статистике, 72% школьникам не нравится учиться. Если в начальных классах все было в новинку, а учителя применяли игровые практики, то в среднем звене жизнь становится однообразной – одно и то же каждый день, и главное, никакого просвета.

Кроме того, в процессе пубертата появляются личные переживания – дружба и первое предательство, разочарование, влюбленность, тут не до уроков. Стоит скатиться в начале года до двоек и троек, назад выбраться сложно. Чтобы не получать очередную плохую отметку, проще и вовсе прогулять урок – такие мысли приходят в подростковую голову первыми.

Есть еще несколько причин, по которым школа превращается в каторгу.

 - Неблагоприятные отношения в семье. Ругань, развод, крики и скандалы – в таком эмоциональном фоне очень сложно думать об уроках.

 - Перегруженность. Некоторые расписывают буквально по часам каждый день школяра – куча секций и допзанятий. Но любому человеку необходимо время, когда он может позаниматься любимым делом. Помните, что подросток – все еще ребенок, и имеет право на игру, пусть и компьютерную.

 - Конфликты с учителями. Педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках. Родителям надо обязательно вмешаться, выяснить, в чем причина, и разрешить конфликт.

- Отношения с одноклассниками. Если ученика травят, или у него нет друзей, то каждый день в учебном заведении – просто пытка для него. Важно подключить классного руководителя, поговорить с родителями обидчиков, чтобы пресечь такие издевательства раз и навсегда».

Я БЫ В БЛОГЕРЫ ПОШЕЛ – ТАМ МЕНЯ НАУЧАТ

У любого ребенка есть естественный интерес к познанию и потребность в развитии. Это одна из защитных функций природы, которая обеспечивает выживаемость вида. Поэтому, если у чада пустой взгляд, то, скорее всего, эту мотивацию просто убили. Как и когда это произошло – надо выяснять взрослым.

Комментарий специалиста: «Все дети любознательны и мы, взрослые, должны поддерживать этот интерес, - продолжает Михаил ГРУБИЧ. – Однако современное общество и культура навязывает стереотип, что удовольствие и успех следуют немедленно. Во многом, это результат моды на блогеров, которые буквально за несколько месяцев получают популярность и, соответственно, деньги. Поэтому дети и хотят быстрого результата. Пару уроков вокала и ты уже известный певец, 2-3 тренировки - и ты супреспортсмен.

Оградить от влияния современной культуры практически невозможно, но родители могут помочь правильно расставить акценты.

Так, если посмотреть на биографии многих популярных среди детей артистов, то окажется, что почти все они окончили музыкальную школу, другие – престижный вуз. Обращайте внимание своего подростка на подобные факты, объясняйте, что популярность – на самом деле результат упорного труда».

РАЗВИВАЙТЕ САМООРГАНИЗАЦИЮ

Еще одна проблема кроется в самой школе – большинство учебных заведений не нацелены на то, чтобы ребенку было интересно. Да и у учителя, который часто загружен работой в две смены, не остается ни сил, ни времени, чтобы подумать о подаче информации.

Комментарий специалиста: «Учебники и программы обновляются, но не кардинально. В основном действует все та же система, которая была разработана лет сорок назад, - рассказывает Михаил ГРУБИЧ. - Однако сейчас мы живем в информационном обществе и подходы, конечно, должны быть другими.

Но и учителям несладко – когда классы переполнены, а работа в две смены, тут не до развлечений. Менять всю систему мы не в силах, но вот дополнить ее – онлайн-уроками, интересными видео, которые есть в интернете – вполне возможно. Причем большинство таких видеороликов – бесплатны.

Также поможет в формировании мотивации самоорганизация.

Если ваше чадо к 12 годам не делает домашку самостоятельно, не может собраться на уроки без помощи взрослых, постоянно забывает записать задание в дневник – значит, ему явно не хватает самостоятельности.

А без самостоятельности и обучение будет даваться сложнее. Помогите ребенку научиться учиться. Пусть ставит напоминания в телефон, ведет ежедневник, куда надо записывать дела на день, планирует свободное время. Так он быстрее почувствует себя взрослым, а значит, поймет, что учеба – это его зона ответственности».

РОДИТЕЛИ САМИ УБИВАЮТ ЖЕЛАНИЕ УЗНАВАТЬ НОВОЕ

Иногда причиной отказа от учебы становятся завышенные ожидания взрослых. К примеру, школьнику нравится фотографировать, а взрослые упрямо отправляют к репетитору по биологии и химии, уверенные, что он продолжит семейную династию и станет врачом, как и отец. Тогда потухший интерес – это бунт ребенка из-за того, что ему не дают возможности заниматься любимым делом.

Комментарий специалиста: «Стремление родителей помочь с выбором будущей профессии понятно, - говорит Михаил ГРУБИЧ. – Хочется быть уверенным, что у сына или дочери будет хорошая работа, гарантирующая кусок хлеба. Но взрослые ориентируются в этом вопросе на себя и своих ровесников, не учитывая то, как изменилось общество и сколько новых и хорошо оплачиваемых профессий появилось.

Когда-то и сфера IT казалась блажью, а теперь это самые востребованные специалисты.

Определитесь с настоящими увлечениями ребенка и подтяните к этому делу предметы программы. К примеру, он мечтает стать путешественником – но как же тут без знания иностранного языка? Нравится рисовать – купите планшет, а тут без информатики никуда. Любит фотографировать – расскажите о композиции, о процессе съемке, потребуются знания из геометрии. Главное – не ждите, что он будет отличником по всем предметам. Что-то дается лучше, другое хуже. Хвалите ребенка и вместе радуйтесь его успехам, даже самым маленьким. Подростки – уже не маленькие дети, но в этом возрасте они нуждаются в одобрении взрослых, особенно близких».

ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЗНАТЬ ЦЕНУ ДЕНЬГАМ

Бывает и так, что у подростка совершенно нет никаких увлечений. Все ему неинтересно, все ему скучно. «Он ничегошеньки не хочет», - возмущаются родители.

Комментарий специалиста: «Скорее всего, дело в том, что ребенок пока не самоопределился, - отмечает Михаил ГРУБИЧ. – И это тоже нормально, как говорится, каждому семени – свое время. Не давите на него, не требуйте абстрактного выбора на пустом месте. Пусть год-два пробует разные занятия. И ничего страшного, если бросает – он в процессе выбора. Задача взрослых – подсказывать, какие курсы и кружки есть рядом. Благодаря «дегустациям», он узнает про себя и свои интересы, цели, стратегии и тогда начать выбирать.

Если чадо старше 14 лет - поможет труд. Дайте подростку возможность отработать смены на работе без квалификации – курьер, продавец, оператор на телефоне, официант.

Так ему будет проще узнать цену деньгам. А значит, он быстро поймет, что головой можно заработать больше – тут и мотивация учиться появится. Если хочешь зарабатывать много денег и иметь работу, которая доставляет радость, придется грызть гранит науки.