Человек из ниоткуда: кем был некто Каспар, объявившийся в Нюрнберге в XIX веке
Утром 26 мая 1828 года башмачник из Нюрнберга, вышедший до соседней харчевни промочить горло, встретил в переулке юношу. Бледный отрок с длинными волосами был обут в ботфорты с отрезанными носами, из которых забавно торчали голые пальцы. Походка парнишки была странной, будто он впервые в жизни встал на ноги. Подросток протянул сапожнику письмо. Адресатом значился командир драгунского полка, расквартированного в Нюрнберге. Грамоте башмачник был обучен неважно, но он передал юношу в руки военных.
На все вопросы молодой человек твердил одну фразу: «Хочу служить в коннице, как мой отец», причем значения этих слов он явно не понимал. Его привели в дом капитана и сперва решили накормить. Когда парень попробовал мясо и пиво, то с отвращением выплюнул. А вот хлеб сжевал с жадностью, запивая обычной водицей.
Когда ему дали бумагу и чернильницу с пером, он исписал весь лист только двумя словами: «Каспар Хаузер».
Капитан сдал парня в местный полицейский участок, сочтя умалишенным. Там подросток вспомнил еще несколько слов, среди которых были «не знаю» и «хочу домой». При обыске из его карманов извлекли платок с вышитым вензелем «К. Х.», а также два письма. В первом некий безымянный опекун Каспара сообщал, что мальчик провел 16 лет взаперти, а потом был передан ему, но поскольку тут и своих детей кормить нечем, возьмите, мол, парня в кавалерию. Второе письмо было написано якобы от лица матери Каспара, которая тоже просила отдать его в полк.
Каспара поместили в камеру местной тюрьмы «до выяснения». Там он все так же ел только хлеб и воду, отворачиваясь от мяса. Затем его поселили в семье коменданта, где парень вел себя как маленький ребенок, играя игрушками и цветными лоскутками. Но он быстро выучивал новые слова и вскоре начал вполне сносно изъясняться.
Доктора осмотрели юношу и выявили поразительные вещи. Он был очень низкорослым для своих лет, почти карликом.
Мышцы его были совершенно атрофированы, а кожа ступней – мягкой, как у младенца, словно он никогда не ходил.
А еще у него не было подколенных впадин. Медики сделали вывод, что парень многие годы провел в сидячем положении. Он пугался громких звуков, не отличал рисунки от объемных предметов. Но в другом он был крайне смышлен, быстро запоминая новые слова и имена людей.
О загадочном юноше стали писать газеты как в германских землях, так и за их пределами, даже в Новом Свете. Магистрат передал Каспара на попечение семье местного доктора ДАУМЕРА. Там найдёныш увлекся рисованием и даже стал есть разнообразные блюда, от которых прежде старательно воротил нос.
Доктор был интеллектуалом и живо интересовался естественными науками. Он подверг личность Каспара всесторонним исследованиям. Все разговоры с юношей он записывал в специальную тетрадь. Тот рассказал, что с раннего детства жил в некоем тесном боксе, которые не позволял ни встать, ни вытянуться в полный рост. Так что Каспар все время проводил скрючившись, а кормили его хлебом и водой, которые он находил рядом с собой, когда просыпался, вместе с пустым ночным горшком. Кто это все приносил, мальчик никогда не видел: скорее всего, его чем-то опаивали, поскольку вода имела странный привкус. Лишь один раз Каспар видел мужчину, который заглянул в ящик и положил туда несколько игрушек для мальчика, в том числе, деревянную лошадку.
Когда подросшему юноше стало уже совсем тесно в его ящике, мужчина извлек его оттуда, усадил за стол и научил писать имя и фамилию, в случае неповиновения избивая палкой. Также заставил заучить фразу «хочу быть кавалеристом, как мой отец», хотя смысл ее парень не понимал – только прилежно воспроизводил звуки, страшась снова быть избитым. Постепенно он научился ходить. Тогда «учитель» вручил ему конверт и прогнал, показав палкой направление в сторону Нюрнберга.
Поиски места, где держали в плену мальчика, предпринятые Даумером, не увенчались успехом.
Чуть позже Каспар рассказал доктору про свой странный сон. Будто бы он, маленький мальчик, гуляет по красивому дворцу, и его ведет за руку богато разодетая женщина. Он очень подробно описывал роскошное убранство дворца. Тут же поползли слухи, что Каспар – какой-то принц, похищенный во младенчестве, которого удерживали взаперти. Кто-то заметил, что он очень похож на дочек эрцгерцога Баденского.
А потом Каспар стал жаловаться на то, что за ним, якобы, следят. Ему никто не верил, пока 17 октября 1829 года на Хаузера не произошло нападение прямо в доме врача. Некий человек во всем черном пробрался туда и ударил Каспара ножом, крикнув: «Ты должен умереть до того, как покинешь Нюрнберг!». Злодея видели многие свидетели.
Последние годы жизни Каспар зарабатывал гроши на хлеб перепиской судебных приговоров. В один из дней 1833 года, когда Хаузер гулял в парке, его ударил ножом в грудь неизвестный. Бедняга дополз до людей и успел им сообщить, что мужчина, закутанный в плащ синего цвета, сказал ему, будто раскроет тайну его происхождения – а вместо этого отвел в кусты и ранил. 17 декабря самый загадочный человек XIX столетия скончался.
Король Баварии назначил награду за голову убийцы, но ее так никто и не получил.
Глава местного полицай-президиума провел расследование и остался при мнении, что юноша действительно принадлежал к монаршему роду, и его устранение открывало кому-то путь к престолу. Подозрение снова пало на герцогов Баденских, в семье которых странных смертей было хоть отбавляй.
Вскрытие тела Хаузера выявило поразительную вещь: его мозг был поразительно мал, так, что анатом утверждал, будто рост мозга был остановлен искусственно.
В 1924 году рабочие ремонтировали фамильный замок Баденского семейства и нашли скрытую в стенах каморку. На полу её стояла деревянная лошадка.
Уже в наше время был дважды сделан анализ ДНК пятен крови, оставшихся на панталонах Каспара. Но это лишь добавило вопросов. В одном случае принадлежность Хаузера к роду герцогов Баденских была исключена, во втором – подтверждена на 95%. Какому из результатов верить, не ясно.
Есть и другие версии происхождения найдёныша: его считают жертвой каких-то бесчеловечных экспериментов, ребёнком-маугли, выросшим взаперти, и даже инопланетным пришельцем.
Появления людей, пришедших словно из ниоткуда, известны в истории. Несколько рукописей XII столетия повествуют о появлении в графстве Саффолк «зелёных детей». Плачущие мальчик и девочка вышли к крестьянам, работающим в поле. Дети были напуганными и, главное, совершенно зелеными. Невиданная одежда и непонятный свистящий язык довершали их странный облик.
Мальчик быстро умер, а девушку крестил местный причетник. Она выросла, стала менее зеленой и вышла замуж за крестьянина или даже, по другим данным, за аристократа, плененного ее странной неземной красотой. Следы ее потомков теряются в веках.
Исследователи паранормального считают, что это случай появления инопланетян или жителей параллельных миров.
И снова Германия, XIX век. В 1851 году там объявился мужчина, который кое-как изъяснялся по-немецки. Он говорил, что родом из страны под названием Лаксария и ищет своего пропавшего брата. Он не знал, что такое христианство, ложка и хлеб. Полицейские подержали его и отпустили, поскольку ничего противозаконного он не совершал. Тайна жителя Лаксарии растворилась во времени вместе с ним.
А рыбаки из японской деревни, похоже, наблюдали в 1800-м году целый корабль – то ли инопланетный, то ли приплывший из параллельной реальности. Согласно манускриптам начала XIX века, к берегу то ли причалило, то ли на него опустилось странное сооружение в виде «миски с хрустальными окнами наверху». Из НЛО (а что это могло быть еще?) вышла девушка с рыжими волосами и белыми прядями в них, но крестьяне загнали ее обратно, поскольку не знали, как местный феодал отнесется к такому визиту на свою землю, и корабль уплыл.