Взрослые игры в детском доме

Избиения, унижения и оскорбления приходится терпеть воспитанникам школы-интерната. Правда, в учреждении уверены, что все это клевета уволенных сотрудников.ОТ РЕДАКЦИИ: в №13 от 2 апреля 2013 года в материале «Подростки устроили гонки на выживание» мы писали о том, как пятеро воспитанников Курганской школы-интерната угнали автомобиль, на котором попали в ДТП. После выхода статьи нам позвонила бывшая сотрудница учреждения. Она рассказала о том, что творится в интернате и как там живется детям.Грязные, с голодными и даже злыми глазами – именно такие дети стоят у магазинов напротив курганской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Там сироты «дежурят» сутками. В основном, просят деньги, а тех, кто не дает, посылают «слишком далеко», чтобы это можно было написать.Я зашла в магазин, расположенный напротив интерната, и поговорила с теми, кто каждый день наблюдает одну и ту же картину:- Сироты все время стоят у входа, покупателей всех распугали, - жалуется продавец Инна. – В основном ведут себя нормально, покупают чипсы, кириешки, ругаются, конечно, но что с них взять? Бывает и хуже. Один из этих подростков нам окна разбил. Почему не обращаемся? Бесполезно. И в интернат звонили, и в полицию, и в опеку: никто с ними не может справиться. Не интересуют их занятия. Да и зачем? Если с 8-10 лет они курят и пьют?27 марта 2014 года весь Курган обсуждал страшное событие – пятеро подростков из курганской школы-интерната на угнанной машине попали в жуткое ДТП. Двое из них погибли, еще двое попали в больницу, только чудом один ребенок не пострадал. Из пяти воспитанников интерната, по данным ОГИБДД УМВД России по городу Кургану, только один не состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Еще один воспитанник, который попал в больницу, не так давно избил 13-летнюю девочку:- Я выходила из дома и видела, как компания парней разговаривает с девочкой, - рассказывает очевидец событий и бывшая воспитанница интерната Олеся. – Когда возвращалась, один из подростков запинывал ее ногами, остальные стояли и смотрели. Я разняла их тогда.Ожесточенные, озлобленные и безжалостные... Они готовы отомстить за себя в любой момент, не разбираясь в том, кто прав, кто виноват. Разве можно их простить за это и найти оправдания таким страшным поступкам? Оказывается можно, если узнать, что эти дети стали заложниками в чьей-то взрослой и жестокой игре. Я поговорила с воспитанниками интерната, его сотрудниками и выяснила, что в «детском» учреждении происходят жуткие вещи, а творят их далеко не дети.- Волчата, нелюди, отбросы общества, мусор, - именно так воспитанников называли в интернате, - говорит бывшая сотрудница Курганской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ирина. – Я устроилась туда на работу в 2009 году. Осиное гнездо – иначе я не могу назвать эту школу.По словам Ирины, на работу ее принимали с одним условием: нужно было «стучать» на детей. После того, как женщина отказалась, отношения с тогдашним начальством не сложились. Зато с подростками у Ирины установились хорошие отношения. А произошло это благодаря совместному застолью.- Последний ужин у детей около 19.00, после этого до самого утра им не дают еды, даже булочки с кефиром, - говорит Ирина. – Любому нормальному человеку, а особенно ребенку, до утра захочется есть. Вот поэтому дети и ходили попрошайничать. Разве сытый будет этим заниматься? У подростков был свой общаг: каждый вечер они складывались и на «заработанные» за день деньги покупали майонез, колбасу, хлеб, солили все бульонным кубиком и ели.«Ну что, тетя Ира, будете с нами есть? Или вы тоже скажете, что мы отбросы и вам западло»? – обратились подростки в одно из дежурств к Ирине. Женщина согласилась и села за импровизированный стол. С тех пор дети будто бы приняли Ирину в свою компанию и стали относиться к ней как к матери: делились всем и жаловались на несправедливость.Тем временем Ирина все больше и больше стала погружаться в быт школы-интерната. Она узнала много вещей, о которых раньше и не подозревала. Выяснилось, что в детском учреждении экономят буквально на всем: еде, одежде, игрушках, мебели, технике и т.д.- Если жарили пирожки, то из оставшегося в сковороде масла делали поджарку для супа, - вспоминает Ирина. - Когда вместо подсолнечного масла приносили сало (при этом масло просто забирали те, кому, видимо, оно было нужнее), поварам приходилось готовить на нем. Часто еду, которую подавали в столовой, было просто невозможно есть. Фрукты были сгнившие, а в еде ребята находили тараканов или червяков.Экономили и на мебели. «За замком» в интернате стояло все новое – одежда, обувь, кровати, постельное белье, матрасы. Дети спали на старых сломанных кроватях с прогнившими матрасами и носили старые вещи. В новых же - тех, что получше, ходили дети сотрудников. С деньгами воспитанников вообще происходило что-то странное. Со сберкнижки средства почему-то пропадали, а в некоторые месяцы совсем не перечислялись. При этом пояснить, куда они исчезли, никто не мог.По словам Ирины, интернат приводили в порядок, только когда приезжала проверка. Детский дом тогда был в идеальном состоянии. Во всех его уголках прибирали, старые кровати заменяли на новые, неожиданно в комнатах воспитанников появлялись положенные каждому шампуни, мочалки, пасты, щетки. Как по волшебству открывалась детская комната с игрушками. До проверки она тоже была «за замком».- Судебные приставы очень сильно помогают детям, они всегда им привозят подарки, но вы спросите, где они? – возмущается Ирина. - Ноутбуки, стиральные машинки, плазменные телевизоры, хлеборезка - все разошлось по сотрудникам дома-интерната. Из этого детям досталась лишь малая часть. И опять же только речь заходит о проверке, как работники приносят все то, что взяли. Очень смешно было наблюдать, как одна из сотрудниц в одиночку несла плазменный телевизор в школу.Учеба подростков - это отдельный вопрос. Как поясняют воспитанники интерната, учителям было все равно, хорошо ты знаешь предмет или нет, у тебя в любом случае будет стоять «тройка». Кстати, о том, как школьников учили русскому, можно судить по письмам подростков. Не думайте, что это единичный случай. Я видела около 10 писем и по грамотности они мало отличаются друг от друга.- После учебы, на которую никто не ходил, в интернате должны были проходить дополнительные занятия, - говорит один из бывших воспитанников Руслан. – На стенке висит целый список секций, но ни одной из них у нас не было. Целыми днями мы делали то, что хотели, и всем на это было наплевать. Да и ночью за нами никто не следил. Мы могли гулять, где пожелаем, и приходить во сколько захотим.Я поговорила с матерью одного из воспитанников – Тамарой Григорьевой. Сына женщины отдали в школу-интернат потому, что у родительницы не было собственного жилья. Тамара живет на мойке.- Мой ребенок прибегал ко мне и мог неделями жить на мойке, - вспоминает женщина. - При этом никто из интерната не звонил, не приезжал, не беспокоился о нем. Будто его вообще не существовало. Я, конечно, была не против, что он у меня, но элементарная ответственность за детей в интернате же должна быть? Например, однажды сын неделю ко мне не приходил, я заволновалась и позвонила в полицию. Там сказали, что о пропаже моего ребенка ничего не знают, заявление об этом в интернате никто не написал. Сына нашли в тот раз, но это уже не первый случай, когда воспитанники сбегают из школы и пропадают. Их никто не ищет, они никому не нужны. Так в 2012 году исчез Кужукин Саша, до сих пор о нем ничего неизвестно. В прошлом году повесилась девочка Ольга Гилева. Виновных не нашли.Еще одна из бывших работников учреждения Антонина Михалева, пояснила мне, что незадолго то «суицида» Ольга поругалась с одной из сотрудниц школы-интерната. Последняя при свидетелях ударила ее по лицу. Это далеко не единственный случай применения насилия сотрудниками учреждения. Подобное поведение использовалось всеми, даже руководством...- Нас выводили в центр и начинали унижать при всех, - рассказывает воспитанница учреждения Елена. – «Твоя мама алкашка, у вас дома срач, если бы не мы, вы бы жили в помойке» - говорили нам, и это самые мягкие слова, потому, что были и матерные. Мы и сами знаем, откуда пришли, зачем это повторять? Неужели нельзя найти более достойные способы воспитания? Нередко нас били. Даже за то, что опаздывали к ужину.Как поясняют сотрудники учреждения, самым жестоким методом борьбы с «провинившимися» была передача их сотрудникам полиции.- Ночью, 21 января 2014 года, ко мне прибегают мальчишки Стас и Вова, - вспоминает Ирина. - Оба были в синяках. Они рассказали, что в школе пропал ноутбук (один из подарков приставов). За то, что дети взяли собственный ноутбук, чтобы поиграть, их решили наказать. «Бейте, пока не сознаются» - услышали они. В отделении полиции воспитанников избивали, на голову надевали полиэтиленовые мешки...Чтобы их совсем не убили, парни сиганули со второго этажа. Врач при медосвидетельствовании сказала, что у одного из мальчишек отбиты почки (в моче была кровь).Как утверждают бывшие сотрудники детского дома, так легко и просто в интернате решались вопросы воспитания. На сирот постоянно вешали дела: их били до тех пор, пока подростки не соглашались подписать то, что нужно. Многие не выдерживали... «Еще бы, кому понравится висеть вверх ногами над унитазом?» - пожимает плечами Руслан. В результате физического давления подростки ставили свою подпись, а потом сидели за то, чего не совершали...Очень трудно было поверить в то, что такое в принципе может происходить с детьми. Разумеется, у меня возникал вопрос: неужели подростки, сотрудники никуда не обращались, не жаловались, не хотели что-то изменить? Этот вопрос смешил всех, с кем я общалась. Дети утверждали, что от их жалоб было только хуже: ничего не менялось, могли лишний раз наказать. А сотрудники говорили, что пытались помочь ребятишкам, но все это было бесполезно.- Я обращалась и к директору, и в полицию, и в прокуратуру, - говорит Ирина. – Толку – ноль! Когда приходила очередная проверка, запуганные «интернатовской» властью дети, говорили все под диктовку: никто их не трогал, никто не бил. Таким же лживым способом и меня заставили уволиться: показали жалобы от воспитанников. Будто бы подростки мне строили какую-то баню. После этого я стала собирать их расписки, где они опровергли свои прошлые заявления, сказали, что их заставляли все это писать, а также рассказали об избиениях в детском доме.После случая 21 января в отделе полиции Вова признался Ирине, что сделает все, чтобы директор больше не работал в школе. «Я уберу его оттуда» - говорил он женщине. 27 марта 2014 года Вова попал в ту самую аварию с угнанным автомобилем. Спустя три дня директора Иванова В.А. сместили с должности. По телефону я позвонила бывшему директору школы-интерната. Мужчина отказался со мной беседовать, ссылаясь на собственное недомогание и лечение в кардиодиспансере.4 апреля пришла и в школу-интернат, чтобы выяснить, знают ли о подобных случаях в учреждении. Мне удалось поговорить с довольно приятной на вид женщиной — Валентиной Мальцевой, исполняющей обязанности директора Курганской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:- Недоброжелатели, недовольные тем, что их уволили за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, всегда были и будут. Я никогда не видела, чтобы хоть кто-то трогал воспитанников. Дети учатся и занимаются в дополнительных секциях по расписанию. Необходимой одеждой и питанием они также обеспечены.Я попросила Валентину Анатольевну провести для меня экскурсию по интернату. Правда, убедиться в том, что дети на самом деле занимаются в секциях, увидеть, что они едят и где живут, у меня не получилось. Женщина предложила мне прийти на экскурсию в другой день.Прокомментировать сведения, изложенные в статье, я попросила пресс-службу УМВД России по Курганской области и Прокуратуру Курганской области. В прокуратуре сообщили, что им известно об избиении детей в январе, сейчас по этому обращению проводится проверка. В двух ведомствах на наш запрос готовят ответ.По словам воспитанников интерната и их сотрудников, конечно, далеко не все дети в школе «ангелы». Многие из них жестокие, злые и безжалостные. Естественно, воспитатели и учителя с ними не справляются, да и зарплата у них не настолько высокая, чтобы появилась заинтересованность обучать подростков и следить за ними. В результате — текучка кадров, воспитанники только привыкли к одному человеку, как приходит совершенно другой. Как в подобных условиях могут вырасти нормальные дети? Тех, кто не сломается, не сдастся и останется человечным, будут единицы...


подпишитесь на нас в Дзен