Можно ли вернуть деньги, выплаченные кредитору за дополнительные услуги?
как подписала договор, и вернуть свои деньги?»
Наталья Миронова, г. Кострома (по телефону)
Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:
- Микрофинансовые организации иногда предлагают своим клиентам вместе с займом оформить дополнительные услуги: СМС-информирование, страхование жизни и здоровья и прочее. Некоторые предложения идут за дополнительную плату, некоторые - могут повлиять на условия выдачи займа (его размер и процент). Но не редко стоимость всех дополнительных сервисов микрофинансовая организация включает в сумму займа и начисляет на нее проценты, за счет чего долг увеличивается. Поэтому, во избежание непредвиденных расходов внимательно читайте договор займа. Убедитесь, что размер займа совпадает с суммой, которую вы запрашивали. Обязательно обратите внимание на полную стоимость кредита. В этот показатель будут включены проценты, которые микрофинансовая организация начислит вам за заем, а также учтена оплата всех дополнительных услуг. Полная стоимость кредита по закону не может превышать размер займа больше чем в 1,5 раза. Размер переплаты вы найдете в верхнем правом углу на первой странице договора займа.
Индивидуальные условия займа будут указаны в таблице на первых страницах договора, там будут перечислены обязательные дополнительные услуги, которые необходимо оплатить. Но бывает, что МФО оформляет дополнительные сервисы отдельными договорами, тогда их стоимость в договоре займа вы не найдете. Поэтому внимательно смотрите, какие документы вы подписываете. Важно: не за все дополнительные услуги МФО вправе брать плату. Например, за проверку клиента, запрос данных в бюро кредитных историй, анализ кредитной истории организация брать деньги не вправе. Запрашивать комиссию за перечисления ссуды на ваш счет МФО также не может – эта услуга неотделима от процедуры выдачи займа. А вот СМС-информирование, а также страхование идут за отдельную плату, но оформлять их вовсе не обязательно. Часто МФО предлагает купить страховку, чтобы снизить процент по займу. В таком случае – посчитайте выгодно ли это вам: сравните расходы со страховкой и без нее. И еще один момент: вы не обязаны оформлять страховку именно ту, которую предлагает МФО, вы можете сами выбрать страховую компанию и тип полиса.
Даже если вы оформили дополнительные платные услуги, а потом поняли, что поторопились – у вас есть 14 дней с момента подписания договора на дополнительные услуги, чтобы их отменить – это так называемый двухнедельный период охлаждения. Чтобы отменить платную услугу просто подайте заявление в свободной форме поставщику этой услуги, приложите к нему копии паспорта, договора на услугу, документы об оплате и укажите банковские реквизиты счета, на которые хотите получить деньги. Часто такой отказ можно оформить дистанционно – на сайте компании. Организация обязана вернуть средства в течении 7 рабочих дней. Если компания деньги не вернула, то через 30 дней (но не позже, чем через 180 дней) после обращения в нее потребуйте возврат у МФО, в которой был оформлен договор.
Иногда кредиторы не заключают отдельные договоры страхования на каждого клиента, а присоединяют его к коллективному договору. В таких случаях заявление на отмену у слуги нужно направлять сразу в МФО. На это у вас также 14 дней, а у МФО для выплаты денег – 7 рабочих дней.
Сумма возврата за услугу зависит от того, успели ли вы ей воспользоваться. Если услугу вы не получали, то вам вернут всю ее стоимость, если сервис уже начал работать, то из суммы возврата вычтут те дни, за которые услуга оказывалась. Ну а если услуга оказана полностью (например, произошел страховой случай), то возврата не будет.
После окончания периода охлаждения вернуть деньги за услугу будет либо совсем невозможно, либо сумма возврата будет меньше, чем во время льготного периода – это зависит от условий вашего договора.