Могут ли гражданам звонить сотрудники Центробанка или это мошенники?

«На днях моей маме позвонили, представились сотрудниками Банка России, обратились по имени отчеству, и уведомили, что злоумышленники пытаются перевести деньги с ее счета, на котором пенсия. Лже-сотрудник Центробанка успокоил ее и предложил выход - самой опередить мошенников: сообщить данные карты, 

СМС-подтверждение от банка, чтобы он разместил деньги на безопасном счете, а уже на следующий день подойти в костромское отделение Банка России с паспортом и забрать свои деньги наличными. Она так и поступила, пришла по адресу, но деньги ей не выдали, а объяснили, что она стала жертвой телефонных мошенников. В банке тоже отказали в возврате денег со счета. Как она должна была понять, что это аферисты и как нужно было действовать? Могла ли быть такая ситуация, которую ей описывали по телефону, правдой?»

Светлана Татарских, г. Кострома (по телефону)

Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:

- Вид мошенничества, когда жертва попадается на психологические уловки аферистов и сама отдает им свои деньги или предоставляет к ним доступ, носит название «социальная инженерия». Особенность таких аферистов в умении манипулировать людьми. А вот историй для этих манипуляций огромное множество и навык убеждения зачастую виртуозно отточен. В ход идут разные приемы: и тревожные сообщения об угрозе счету, который срочно нужно спасти, и запугивания, и внезапные обещания выигрыша. Задача одна – вывести человека из состояния равновесия и обманом похитить деньги.

Часто мошенники представляются уполномоченными тех структур, от которых люди точно не ждут подвоха: например, УМВД, полиции, Банка России, Пенсионного Фонда, налоговой службы. И перед тем, как выйти на контакт стараются узнать о свой жертве как можно больше информации, чтобы грамотно начать разговор и усыпить бдительность. Махинаторы могут обратиться по имени и отчеству, даже назвать номер карты или вашу дату рождения, чтобы вы поверили, что имеете дело с официальной организацией.

И тут просто нужно запомнить: Банк России не работает с физическими лицами напрямую, инициативно не звонит им, не ведет никакие «специальные счета» граждан и не производит никаких выплат. Если вам звонят якобы от имени Центрального банка и говорят о деньгах, кладите трубку – это мошенники. Все остальные перечисленные выше организации также не будут запрашивать у вас по телефону данные ваших счетов и карт – они так не работают. Если вы хотите уточнить поступившую информацию, вешайте трубку и сами по телефонам горячей линии связывайтесь с организаций, от которой якобы поступил вам звонок.

Мошенники обычно оказывают психологическое давление на свою жертву: вызывают страх потери денег, потому что испуганным человеком легче управлять, торопят перевести накопления на «безопасный счет», тем самым, не давая жертве прийти в себя, взвесить информацию и обдумать поступок. Их цель – вывести человека из состояния равновесия, чтобы он поддался панике, доверился и просто следовал инструкции «экспертов». Заявление о «секретной информации» или требуемая срочность в принятии решения должны вас насторожить. Не поддавайтесь на провокацию. Выход тут простой: как бы не торопили и не пугали – вешайте трубку, сами звоните в банк, выпустивший вашу карту, и уточните все волнующие вас вопросы по вашим счетам. Телефон контактного центра находится с обратной стороны карты, на договоре с банком или на официальном сайте.

К сожалению, если человек сам передает мошеннику секретные данные своей карты, то банк не компенсирует похищенное, и вся надежда остается на то, что полиция найдет преступников и поможет вернуть украденное.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно всегда критически воспринимать любые предложения, связанные с деньгами, не поддаваться панике, не торопиться в принятии финансовых решений и перепроверять всю информацию.



подпишитесь на нас в Дзен