Как обезопасить себя, если банк навязывает дополнительные и ненужные услуги?
- Если вы сталкиваетесь с мисселингом - ситуацией, когда вас намеренно вводят в заблуждение и продают не ту услугу, за которой вы обратились (например, инвестиционный продукт под видом вклада, не поясняя разницу между ними), то это прямое нарушение закона.
По закону о защите прав потребителей клиент должен получить от кредитора полную информацию о продукте перед тем, как подпишет договор. Полная достоверная информация о банковском продукте поможет принять вам взвешенное решение. Если вы столкнулись с мисселингом, обязательно оформите жалобу в интернет-приемную Банка России, регулятор проведет проверку и поможет разобраться в ситуации.
В целом при принятии любых финансовых решений главное – сохранять бдительность. Если банк рекламирует финансовый продукт, пусть даже с высокой доходностью, но о котором вы не имеете представления – сразу соглашаться на него не стоит. Не подписывайте документы, если не уверены наверняка. Лучше брать их домой и без спешки изучать. Можно спокойно подумать и посоветоваться с близкими или с юристом. Вам должен быть понятен каждый пункт договора, когда вы его будете подписывать. Конечно, банковские документы написаны на профессиональном языке и читать их бывает сложно, поэтому не стесняйтесь задавать сопутствующие вопросы.
Помните, что депозит и инвестиции – это разные продукты не только по доходности, но и по рискам. Поэтому обещанная прибыльность и востребованность продукта другими клиентами не должны стать для вас решающим фактором. Например, банковские вклады защищены государством, а риски от инвестирования понесете вы сами. Нередко в договорах кредиторы прописывают пункты о том, что клиент ознакомился со всеми рисками и готов их принять. Поэтому ставить галочки и подписи, не разобравшись в формулировках документа, не нужно.
В частности, при заключении договора страхования жизни вам выдадут короткую и понятную памятку, где отражена вся самая важная информация о продукте. В этой памятке также прописано, что полис страхования жизни не является депозитом, эти вложения не защищены государством. Если вы подписали документ – это значит, что вы его изучили, разобрались в нем, со всеми его пунктами согласны и несете ответственность за его исполнение.
Если кредитор навязал дополнительные услуги к продукту (например, платное СМС-информирование, страховки), то от них можно отказаться без потери средств в течении 2 недель с момента оформления (если услуга не была предоставлена, страховой случай не наступил). А если вы оплатили полис инвестиционного или накопительного страхования, то у вас есть 30 дней с момента его покупки, чтобы расторгнуть договор без последствий. Когда договор предусматривает регулярные взносы, то вы можете вернуть деньги пока не внесли 3 платеж - у вас есть на это не меньше 28 дней. Но если вы вложили в инвестиционное или накопительное страхование 1,5 млн рублей или больше, то период охлаждения сокращается до 14 дней.