Как инфляция влияет на цену продуктов?
Отвечает заместитель управляющего Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Ирина КАРЛАШ:
- Об инфляции в целом нельзя судить по изменению цен на несколько товаров в каком-то определенном магазине. По крайней мере, если речь идет не о вашей личной инфляции, а об официальном общероссийском показателе.
Официальный уровень инфляции рассчитывается на основании стоимости стандартной потребительской корзины. В этот набор входит более 500 товаров и услуг. Какие именно товары и услуги и в каком количестве должны входить в состав корзины, определяют исходя из структуры расходов среднего, «типового» домохозяйства. Для расчета стоимости корзины берут средние цены по рынку. Официальная инфляция показывает, насколько меняется стоимость этой стандартной корзины за определенный период – месяц, год.
Так, например, уровень годовой инфляции в Костромской области в мае 2018 года – 2,7%. При этом по большинству товаров и услуг рост цен не превысил целевого показателя Банка России, установленного вблизи 4%. Это говорит о сохранении ценовой стабильности в регионе. Но в нашем регионе недостаточно собственного сельскохозяйственного производства, запасы продукции местных производителей к началу лета ввиду сезонности закончились, и вы могли столкнуться с ростом цен на некоторые позиции.
Стоимость отдельных продуктов может меняться очень сильно, но, если доля этих покупок в корзине мала, на инфляцию это мало повлияет. Если мы пытаемся оценить инфляцию только по отдельным товарам, которые покупаем регулярно, то картина неизбежно будет отличаться от официальной статистики. К тому же, учитываются не только продуты питания, но и непродовольственные товары, и услуги.
Скорее всего, и ваша потребительская корзина отличается от среднестатистической, а ваш личный набор продуктов, вещей и услуг отличается от стандартного. Да и набор личной корзины для каждого человека меняется со временем. Мы корректируем свои покупки с учетом их стоимости. Иногда меняем марки продуктов. Но так инфляцию (даже личную) не считают - для адекватной оценки роста цен корзина должна быть одинаковой.
К тому же, как показывает практика, наше восприятие цен таково, что их скачок, как негативный фактор, вызывающий у нас эмоции, всегда сильнее врезается в память. Если мы постоянно покупаем конкретный товар, то запоминаем, когда цены на него преподнесли неприятный сюрприз. Более того, даже если этот товар сам по себе не очень дорог, стоимость его составляет лишь малую толику нашей корзины, все равно мы воспринимаем это как резкий рост цен на все.
Например, цены на плодоовощную продукцию вырастают в начале лета. Кратковременный скачок цены вызывают сезонные причины: прошлогодние запасы уже закончились, а новый урожай еще не вырос. Как только в продажу поступит новый урожай, цены снизятся. Но вряд ли мы это будем помнить так же ясно, как предшествовавшее подорожание.