Как быть человеку, которому при оформлении кредита навязали страховку?

«Мой папа пенсионер, решил взять кредит. Но в банке вместе с кредитом (по совсем не маленькой ставке) ему навязали еще и страховки, за которые тоже приходится платить. Считаю, что его права нарушены, куда и как оформить жалобу? Кто защищает права клиентов банков?»  

Ольга ВЕСЕЛОВА, г. Кострома (по телефону)

Отвечает управляющий Отделением по Костромской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Алексей РЫБАЧЕНОК:

- Действительно, иногда банки при выдаче кредитов вместе с ними предлагают оформить страховки. Это делается для того, чтобы «подстраховать клиента» и помочь справиться с выплатами по кредиту, если вдруг тот попадет в трудную жизненную ситуацию. Ну и, конечно, так банк пытается защитить себя от возможных убытков. 

По закону кредитор может требовать от клиента застраховать только заложенное по кредиту имущество. Например, в случае с ипотечным кредитом заемщик обязан застраховать заложенную недвижимость.

Покупка остальных страховых полисов - дело добровольное. В бланке заявления на кредит банк обязан указывать все дополнительные услуги, в том числе по страхованию. И клиент сам выбирает и отмечает те из них, с которыми согласен. Однако при выдаче кредита без страховки банк имеет право установить повышенный процент. Так он минимизирует свои риски при неблагоприятном развитии событий (например, если заемщик допускает просрочку из-за потери работы).

Заемщик может полностью вернуть расходы на страховку в течении периода охлаждения (14 дней с момента покупки полиса), если еще не наступил страховой случай. Это правило распространяется и на личные страховки, и на коллективные. Но не стоит забывать, что при отказе от страховки банк имеет право повысить процент по кредиту. Такая возможность должна быть прописана в кредитном договоре. Обязательно внимательно изучите его, перед тем как возвращать страховку, и посчитайте, что для вас выгодней. Также часть платы за страховку можно вернуть при досрочном погашении кредита.

Если вы считаете, что банк не прав, попробуйте обратиться с жалобой в офис, в котором вам оформили кредит и страховку. Оформите письменное обращение, сделайте себе копию и попросите банк поставить отметку о регистрации. Возможно, вы сможете решить все имеющиеся вопросы непосредственно с кредитором. 

Если напрямую с банком решить проблему не удалось, то о навязывании дополнительных услуг при получении кредитов вы можете пожаловаться финансовому омбудсмену. Он рассматривает обращения клиентов финансовых организаций бесплатно, а его решения имеют такую же силу, как постановления суда.

Также, если вы считаете, что кредитор нарушил ваши права, напишите об этом в Банк России. В составе регулятора действует Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг. На защиту ваших прав встанут, если финансовая организация, в которую вы обратились, лицензирована. Список компаний (в том числе банков) с действующими лицензиями опубликованы на сайте Банка России в разделе «Проверить финансовую организацию». В мегарегулятор можно жаловаться на банки, страховые компании, бюро кредитных историй, микрофинансовые организации и многие другие организации, которые работают на финансовом рынке.

Жалобу в Банк России можно направить через интернет-приемную (на сайте Банка России https://www.cbr.ru/Reception/), а также по почте (для костромичей на адрес: 156000, г. Кострома, ул. Князева, 5/2). Регулятор разберётся в ситуации, и если ваши права нарушены, то банк получит предписания об устранении нарушений. Если он не устранит их в установленный срок, Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг составит протокол об административных правонарушениях и передаст их в суд. А вам в любом случае направят ответ – отчет о том, что сделано, и рекомендации, что делать вам дальше.

Свое обращение в регулятор вы можете оформить в свободной форме. Но изложите его суть как можно подробней. Укажите организацию, в которую обратились, полные ее реквизиты: название, ИНН, ОГРН, юридический адрес, номер лицензии (он есть в вашем договоре).  Также напишите все значимые детали и даты, которые помните, события и имена сотрудников банка, с которыми вы взаимодействовали. Напишите все реквизиты, которые могут относиться к содержанию жалобы: номер кредитного договора, дату его заключения, номера страховых полисов, которые вам оформили. К жалобе нужно приложить копии всех документов, которые относятся к делу. Оставьте ваши контактные данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона. Если обращение вы оформите не на сайте, а в бумажном виде почтой, то заверьте его личной подписью. Если присланной информации регулятору будет недостаточно, у вас запросят ее дополнительно.

Стандартный срок для рассмотрения обращений – 30 дней со дня его регистрации. Иногда, если придется запрашивать дополнительные документы у финансовой организации или у вас, этот срок может увеличиться до 60 дней. На некоторые обращения ответы приходят более оперативно.



подпишитесь на нас в Дзен