Костромичам предлагают прогуляться по пути живописи

В Костроме открылась выставка работ Веры Пестель под названием «Путь живописи». Произведения известной художницы, это живопись и графика, представлены из собраний Ярославского художественного музея. Выставка «Путь живописи» - это уникальная возможность увидеть работы Веры Ефремовны Пестель (1887 – 1952 гг.), которая занимает особенное место в ряду мастеров русского искусства XX века, расширяя наше представление о культурном ландшафте и духовной атмосфере времени. Как рассказали Провинции.ру в Муниципальной художественной галерее г. Костромы, в 1915 году Вера Пестель сблизилась с художниками русского авангарда. Была членом общества «Супремус» (1916-1917 гг.), «Молодой Федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы»(1917-1918 гг.). Ее друзьями и единомышленниками были Казимир Малевич, Любовь Попова, Владимир Татлин, надежда Удальцова. Немногие произведения художницы сохранились от этого периода, но они свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры В. Пестель. Неповторимая творческая манера художницы сложилась в 20-е годы прошлого века, когда она работала с художниками, назвавшими свою группу по имени холма, на котором стоит Троице - Сергиева Лавра - «Маковец». Идеологом и лидером был живописец и график Василий Чекрыгин. Работы именно этого периода творчества В. Е. Пестель попали в Ярославский художественный музей. Во всех произведениях времен «Маковца» Пестель с подкупающей искренностью и теплотой показывала зрителям самых близких людей («Автопортрет», 1923 г.; «Портрет матери», 1924 г.; «Портрет сына», 1924 г.; «Девочка в голубом», 1924 г.). В них ясно чувствуется важность этического аспекта искусства для художницы и стремление утвердить его моральную значимость. Во второй половине 1920-х годов «Маковец» прекратил свое существование. Вера Пестель и Лев Жегин организовали группу «Путь живописи». Творческая манера Веры Ефремовны совершенствуется, рисунок становится свободнее, образы – сложнее, в них выявляется то, что идет от непосредственного впечатления, но остаются созерцательность, мягкость, общая лирическая трактовка образа («За чтением», 1028, «Читающая девочка», 1929, «Бабушка и внучка», 1937). Эти черты сохраняются и в картинах позднего периода («Портрет матери», 1938, «Приготовление хлеба», 1948-1949). Здесь еще раз выступило важнейшее качество искусства Пестель – умение поэтизировать самые простые, повседневные проявления жизни людей. Художница делает это без тени пафоса, с удивительной теплотой и интимностью. После закрытия всех творческих организаций в 1932 году в созданный союз художников Вера Ефремовна не вступила. Она поняла, что государство пытается найти способ руководить художником, и неизбежно уничтожит его творческую свободу. Оставшись вне Союза, Пестель лишилась возможности выставлять свои работы. Ее имя многие десятилетия было забыто. Открытие творчества Веры Пестель для современного зрителя произошло в 1973 году после вечера ее памяти и выставки, которые состоялись в Доме художника в Москве. Это событие произошло по инициативе ученика В. Пестель московского художника Вячеслава Павлова. После выставки Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина приобрели ряд картин и рисунков художницы. Сегодня в коллекции Ярославского музея 66 произведений Веры Ефремовны Пестель – 16 живописных и 50 графических листов, из них на выставке в Костроме можно увидеть 37 произведений. Насладиться работами Веры Пестель на выставке «Путь живописи» в Муниципальной художественной галерее г. Костромы (пл. Мира, 2) можно с 10 декабря 2013 года по 12 января 2014 года.     


подпишитесь на нас в Дзен