Специалист рассказывает о создании условий по организации профобучения инвалидов
«ГБ МСЭ по Кемеровской области – Кузбассу» Минтруда России Ольга ГАВРИЛЮК:
– Одним из основных направлений поддержки лиц с ограниченными возможностями является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Цель профессиональной реабилитации инвалидов – социальная адаптация через получение или восстановление профессионального статуса. Мероприятия по общему и профессиональному образованию, в частности рекомендации по созданию условий по профессиональному обучению, являются приоритетными в реабилитационном маршруте инвалида.
Решение о нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации принимается по результатам медико-социальной экспертизы в учреждениях МСЭ. Основным документом, подтверждающим нуждаемость в реабилитационных мероприятиях, является индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА инвалида). Полный объем рекомендованных мероприятий в ИПРА инвалида способствует частичной компенсации ограничений жизнедеятельности и интеграции в общество.
Профессиональный раздел ИПРА инвалида содержит рекомендации о показанных и противопоказанных видах и условиях трудовой деятельности. При наличии показаний определяется нуждаемость в создании условий по организации обучения, в том числе профессионального. В соответствии со статьей 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» специальными условиями для получения образования, в том числе профессионального, является необходимость использования специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебников, учебных пособий, специальных технических средств обучения индивидуального и коллективного использования, предоставление услуг ассистента (помощника), обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный Закон от 17 июля 2022 года № 300-ФЗ «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона «Об образовании в РФ», согласно которому, всем инвалидам стало доступно получение дополнительного профессионального образования соответствующего уровня по другой профессии, специальности, за счет Федерального бюджета. Более того, Конституцией РФ закреплено право на образование всех граждан, вне зависимости от возраста.
Таким образом, законодательно расширены возможности повышения профессионального уровня лиц, имеющих инвалидность. Ранее, в учреждениях медико-социальной экспертизы нуждаемость в создании условий для получения образования определялась преимущественно детям, имеющим категорию «ребенок-инвалид», а в настоящее время, при наличии показаний, всем лицам с инвалидностью, вне зависимости от возраста.
Нуждаемость в создании условий для получения профессионального образования определяется на основе оценки ограничений жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных. Значимым условием является выявление ограничение способности к обучению, обусловленное основным инвалидизирующим заболеванием.
В соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 года №585н, ограничение способности к обучению определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), в том числе и гражданам старше 18 лет. Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность ПМПК, не ограничивают право проводить обследование лиц, старше 18 лет. Обследование носит заявительный характер и не имеет возрастных ограничений. Для получения заключения ПМПК, лицам, старше 18 лет, помимо заявления, необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность (паспорт), выписки из медицинских организаций, документы об образовании.
В комиссию ПМПК входят различные специалисты, такие как: педагог-психолог, социальный педагог, при необходимости могут быть привлечены и врачи разных специальностей (педиатр, невролог, психиатр). Комиссия проводится по месту своего нахождения, но в некоторых случаях может быть проведена по месту нахождения гражданина - в медицинской организации, в организации социального обслуживания. Заключение комиссии оформляется по утвержденной форме.
При необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида, в том числе в части рекомендаций по получению профессионального образования, оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида. При наличии в направлении на медико-социальную экспертизу заключения ПМПК специалисты медико-социальной экспертизы рассмотрят вопрос об ограничении способности к обучению по основному инвалидизирующему заболеванию. По результатам медико-социальной экспертизы, при наличии показаний, будет определена нуждаемость в создании условий для обучения (в том числе профессионального) и разработана новая ИПРА инвалида. Непосредственным исполнителем мероприятий по профессиональному образованию инвалидов является Министерство образования Кемеровской области – Кузбасса, куда будет направлена Выписка из ИПРА инвалида в электронном виде с использованием межведомственного взаимодействия.
Дополнительную информацию по вопросам разработки ИПРА инвалида в части рекомендаций по профессиональной реабилитации можно получить на официальном сайте Главного бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области – Кузбассу www.42.gbmse.ru, а так же по телефону единого контакт-центра взаимодействия с гражданами: 8-800-100-00-01 и/или телефону горячей линии: 8 (3842) 45-47-14.
Фото: Freepik