«Меня ограбил салон красоты»

Безработную мать двоих детей пригласили на бесплатный массаж и уговорили взять в кредит за 79 тысяч рублей два тюбика крема. Сейчас Татьяна пытается бороться за себя и других обманутых этим салоном женщин.  ОТ АВТОРА: в октябре 2015 года я столкнулся со своей давней знакомой Татьяной Чернышовой в одном из кемеровских бизнес-центров. Она выходила из салона красоты с невероятно счастливым лицом. Я поздоровался с ней, но она почему-то меня не узнала и прошла мимо. Татьяна по профессии дизайнер, и я решил, что она, вероятно, получила выгодный заказ в этом салоне, вот и не помнит себя от радости. На этом история нашей странной встречи могла бы и забыться, но уже в конце марта, просматривая новости в соцсетях, я прочитал рассказ Татьяны о том, что ее обманули в салоне красоты на 80 тысяч рублей. Я знал, что в городе участились случаи подобного обмана женщин, но поговорить с пострадавшими мне раньше не удавалось. Все они рассказывать о своей беде боялись. Я встретился с Татьяной, чтобы узнать, что же происходит в стенах подобных салонов красоты, и как так получается, что люди выходят оттуда с огромными долгами. Татьяна говорит, что однажды ей позвонили на мобильный и пригласили на бесплатный массаж. «Вы можете пройти наши процедуры абсолютно бесплатно! В честь открытия нашего салона», – услышала она в трубке приятный женский голос. Чернышова поинтересовалась у невидимой собеседницы, предоставляет ли салон услуги по тайскому массажу. Та ответила утвердительно. Тогда Татьяна решила записаться на этот бесплатный приём, держа в голове мысль, что если ей понравится услуга, то она подарит мужу на день рождения такой вот сеанс. – Я как-то даже не заподозрила ничего такого, – говорит моя собеседница. – Мне сказали, чтобы я обязательно взяла с собой паспорт, объяснив, что в бизнес-центре пропускной режим. Меня записали на 11 часов 12 октября. Попросили обязательно прийти, потому что кроме массажиста мне бесплатно проведут компьютерную диагностику приглашённые специалисты по эстетической медицине. Меня несколько насторожило, что мне потом несколько раз звонили разные люди с разных номеров, уточняли, приду я или нет. Это, конечно, раздражало немного, но предстоящий тайский массаж как-то отгонял дурные мысли. В назначенное время Татьяна пришла по указанному адресу. Кроме неё, в салон также пришли еще трое женщин. Им выдали бахилы и развели по разным кабинетам, закрепив за каждой сотрудника салона. Больше Татьяна с другими посетительницами не пересекалась. Персональный специалист Татьяны огорошила её первым же вопросом. «Зачем вы к нам пришли», – спросила она. Чернышова объяснила, что её пригласили, напомнила про обещанный массаж. Но разговор как-то незаметно для нее перешёл в другое русло. Таня, сама того не ожидая, рассказала неизвестной женщине о своём материальном положении, о жизни. Обещанный массаж Чернышова так и не получила. Ей объяснили, что необходимый ей специалист сейчас проходит стажировку в Таиланде. Сотрудница салона тут же поспешила успокоить мою собеседницу. И чтобы Чернышова провела время с пользой, ей сейчас сделают бесплатную макросъёмку и компьютерную диагностику кожи и волос. Заодно у моей собеседницы попросили паспорт, пояснив, что это необходимо для медицинской карты. – Меня привели в кабинет с каким-то оборудованием и монитором, – продолжает рассказывать о своих злоключениях Татьяна. – Там мне к лицу и волосам приложили какой-то щуп и я услышала: «Какой ужас!». Они заявили мне, что я лысею, кожа у меня скоро вся слезет и меня надо срочно спасать. У меня, конечно, был шок от этого известия. Мне казалось, что меня хотят успокоить, когда мне предложили посмотреть в камеру, закреплённую на мониторе, и улыбнуться. Когда я поняла, что меня фотографируют, я поинтересовалась для чего. Меня успокоили, сказав, что это для медицинской карты. Потом разговор перешёл в более спокойное русло. Мне задали вопрос, как я ухаживаю за лицом, какими кремами пользуюсь. Я ответила, что из-за аллергии пользуюсь только детскими. На это мне ответили, что сейчас меня осмотрит приглашённый врач. После этого занимающиеся Татьяной специалисты устроили ей экскурсию по салону. Она обратила внимание на большое количество камер видеонаблюдения. В то же время ее обеспокоило полное отсутствие элементарных расходных гигиенических материалов. По словам Татьяны, на кушетках не было одноразовых салфеток, персонал проводил процедуры без перчаток. Поводив мою собеседницу по салону, прикреплённый к ней специалист, попросив подождать пять минут, ушла, оставив Таню в одиночестве. Вбежала она в кабинет через 10 минут, сразу после того как Чернышова, заскучав, вынула из кармана мобильный. – Мне сказали, что врач меня ждёт и надо идти, – вспоминает Татьяна. – Правда, оказалось, что это неправда. Мне вновь пришлось ждать кого-то и чего-то, но уже в другом кабинете. Наконец, пришел молодой человек в белом халате. Нас с ним оставили одних, и он начал задавать мне вопросы о моём здоровье. Я опять рассказала ему о своей аллергии и о перенесённом раньше инфекционном мононуклеозе. Из-за чего я не могу пользоваться косметическими средствами и процедурами. Меня удивила реакция врача на слово «мононуклеоз». Я поняла, что он просто не слышал о таком заболевании. Поэтому я решила поинтересоваться дипломами и лицензиями. Мужчина ответил мне достаточно грубо. Но, когда я собралась уходить, его настроение тотчас изменилось. Он сразу стал внимательным и приветливым. Стал ворковать, что нам надо пройти в другой кабинет, проверить давление. Зашла моя специалистка и вновь повела меня, пояснив, что мы идем к врачу-косметологу. По словам моей собеседницы, внезапно началось твориться непонятное. Две женщины словно цыганки-гадалки начали говорить наперебой. Они стали периодически поглаживать Татьяну, говорить, что с их гипоаллергенными кремами у неё будет всё хорошо. Что если она не запишется на процедуры и не примет срочные меры, то её красота уйдёт, муж её бросит и вся её жизнь пойдёт под откос. Татьяна пыталась сопротивляться. Ранее она уже видела буклет с ценами на процедуры в этом салоне. Самая дешёвая была оценена в 1700 рублей. У Татьяны двое детей, нет постоянного места работы и ипотека, которую платит муж, практически в одиночку содержа семью. Поэтому она начала отказываться, считая, что такие процедуры, в необходимости которых она не была уверена, станут непосильным бременем для семейного бюджета. Но женщины её не особо слушали. Они радостно поведали, что у них в салоне существует система абонементов и возможна рассрочка и кредит. – Они мне говорили, что если при рассрочке внести 50% предоплату, то кредит – это просто сказка, – говорит Татьяна. – Абонементы есть на 55 процедур за 100 тысяч рублей и на 35 за 79 тысяч. Особенно хорош на 35, потому что выплачивать кредит надо будет всего по 3300 рублей в год, а заодно можно получать всевозможные бонусы, подарки и массу положительных эмоций. От обилия информации у Татьяны закружилась голова. Ей принесли водички и продолжили обработку. – Даже не пришло в голову посчитать, сколько же лет придётся выплачивать кредит, если в год отдавать банку такую сумму, – вздыхает Татьяна. – Все попытки объяснить им, что никакой банк кредит мне не оформит, потому что у меня нет работы, с улыбкой игнорировались. Внезапно на Таню посыпался шквал вопросов. Сколько она зарабатывает, сколько бы хотела, сколько получает муж? Чернышова, уже слабо понимая происходящее, честно отвечала на всё. Закончив допрос, сотрудницы салона отвели Татьяну в другой кабинет, где сидела кредитный инспектор сразу нескольких известных банков. Моя собеседница рассказывает, что ей протянули уже готовые бумаги с текстом, напечатанным очень мелким шрифтом, предложили прочитать и подписать. Буквы прыгали в её глазах, строчки наползали друг на друга, женщины в кабинете без умолку разговаривали друг с другом. Шёл пятый час её пребывания в салоне. «Скорей бы всё это закончилось... Подпишу, а то не отстанут. Всё равно банк не одобрит», – подумала Татьяна и поставила свою подпись. При этом на её вопрос, сможет ли она расторгнуть договор, если ей это понадобится, женщины в один голос ответили утвердительно. После этого обессиленную Чернышову отвели на пробную процедуру. Включили музыку, положили на кушетку без одноразовой салфетки, руками без перчаток нанесли какую-то маску. Потом смыли её, вручили два тюбика крема и отпустили домой. Именно в этот момент мы случайно столкнулись в этом бизнес-центре. Татьяна тогда ещё не понимала, что за эту маску и за совершенно ненужный ей крем она уже должна банку около 80 тысяч рублей. – Я толком не помню, как оттуда вышла, – говорит женщина. – Только прохладный ветер на улице привёл меня в чувство. Я вдруг поняла, что со мной произошло что-то плохое. Я испугалась, пришла домой и ничего не рассказала мужу. У меня было одно желание: поскорее расторгнуть договор, вернуть крем и, если понадобится, оплатить им эту одну процедуру. Но всё оказалось не так просто. Выяснилось, что кредит на неё всё-таки оформили. Хотя никто из банка ей так и не перезвонил и не предупредил об этом. Видимо, поверили на слово «липовой подруге», которая вписана в её договор. Расторгать его в салоне отказались. Знакомые, у которых Татьяна пыталась одолжить денег, чтобы всё-таки заплатить за процедуру и покончить с этим, объяснили ей, что она попала в «лохотрон». Но как оттуда выбраться, никто не знал. Через две недели Татьяна во всём призналась мужу. Супруг отвёл её в отдел по защите прав потребителей, где ей сказали, что таких, как она, уже несколько десятков. И что она может спокойно прийти в салон и расторгнуть этот договор. Но на деле все оказалось куда сложнее. Татьяна объясняет, что представители салона просто отказались с ней общаться. Ей пришлось писать заявления в РОВД, прокуратуру, в Росботребнадзор, в суд. Начались мытарства по инстанциям. По словам Чернышовой, ей посоветовали объединиться с другими пострадавшими от деятельности этого салона и написать коллективное заявление в правоохранительные органы. Татьяна начала действовать. Она создала в соцсетях группы для таких же обманутых женщин. Среди них оказались студентки, сотрудницы банков, чиновницы, медицинские работницы, домохозяйки. Оказалось, что беда затронула всех, невзирая на образование и на уровень дохода. Выяснилось, что подобных салонов красоты в Кузбассе несколько, и проблема гораздо шире, чем кажется с первого взгляда. Директор салона, где Чернышову вынудили взять кредит, предлагал ей решить всё по-тихому и не доводить до разбирательств. Но Татьяна почувствовала ответственность за таких же обманутых, как и она, женщин. Она стремится довести дело до суда и придать огласке деятельность подобных салонов. На 22 марта было назначено первое заседание суда по делу Чернышовой. Но его перенесли. Татьяна обещала держать редакцию газеты «Томь» в курсе событий. А пока что она пытается успокоить своих свидетельниц. Их, по ее словам, запугивают анонимы с неопределяемых телефонных номеров. Сама же Татьяна отбивается от коллекторов, которым банк продал её долг. Александр БОРОНИХИН, Кемерово


подпишитесь на нас в Дзен