В Кузбассе реализуют программу по активному долголетию
С 2016 года в нашей стране реализуется «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». Основные цели Стратегии – повысить качество жизни пожилых людей на основе совершенствования социального обслуживания, медицинской помощи, а также обеспечить активное участие граждан пожилого возраста в жизни общества.
Обеспечить «активное долголетие» призваны – совершенствование работы медицинских служб и организаций социального обслуживания, внедрение стационарозамещающих технологий, расширение мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, содействие социальной интеграции пожилых людей.
Запрос на создание равных условий жизнедеятельности людей всех возрастов, в том числе старшего поколения, определяет потребность в целенаправленной работе, основанной на партнёрстве семьи, общества и государства.
Долголетие по-кузбасски
В Кузбассе утверждена социальная программа «Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области – Кузбассе» на 2014-2023 годы («Кузбасское долголетие»), которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение творческой, социальной активности, здоровьесбережение пожилых людей. Программа реализуется с привлечением ряда региональных министерств и ведомств.
Комплекс мероприятий «активного долголетия» включает проведение диспансеризации и вакцинации пожилых людей, предоставление возможности гражданам бесплатного или льготного посещения спортивных объектов и оздоровительных центров, профилактику заболеваний, пропаганду физической активности и деятельного отношения к себе среди людей старшего поколения.
В каждом муниципальном образовании Кузбасса на базе центров социального обслуживания реализуются мероприятия активного долголетия. В формате клубной работы организованы занятия творческих коллективов, кружков по интересам и групп здоровья. В таких клубах каждый представитель старшего поколения может найти себе занятие по интересам: аэробика, танцы, шахматно-шашечные турниры, литературные кружки, вокально-инструментальные коллективы и многое другое. Помимо собственно досуговой направленности такие клубы выполняют функции терапевтического воздействия и социализации пожилых граждан, способствующие расширению их круга общения и реинтеграции в современное общество. Одна из практик арт-терапии с использованием декоративно-прикладного искусства, реализуемая в Тяжинском муниципальном округе («Поверь в себя»), в 2021 году прошла конкурсный отбор, проводимый Агентством стратегических инициатив, и была включена в каталог лучших практик активного долголетия для тиражирования на портале «Смартека».
Важной составной частью активного долголетия является организация комплексного подхода к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста. Это направление реализуется в Кузбассе с 2019 года и связано с участием региона в пилотном проекте по внедрению системы долговременного ухода.
Изменение формата деятельности отделений дневного пребывания (ОДП) позволило организовать с пожилыми людьми работу по профилактике и коррекции когнитивных изменений. Справиться с возрастными изменениями таким людям помогают тренировки памяти и внимания, проводимые под руководством квалифицированных специалистов, а также обучение правильному и сбалансированному питанию, учитывающему потребности организма в этом возрасте.
Особое внимание уделяется посильным физическим нагрузкам, нацеленным на сохранение двигательной активности пожилых людей. В каждом центре социального обслуживания функционируют группы здоровья, где под руководством инструкторов представители старшего поколения занимаются скандинавской ходьбой, физическими упражнениями с использованием тренажеров, получают рекомендации по ведению здорового образа жизни и здоровьесбережению с использованием фитотерапии. Ведётся работа по профилактике падений и переломов. Традицией стало ежегодное проведение Специальной областной спартакиады среди граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которая проходит на базе одного из интернатов в Юргинском муниципальном округе.
Востребованной среди граждан пожилого возраста остаётся технология предоставления социальных услуг «Санаторий на дому». Эта стационарозамещающая технология позволяет гражданам в домашних условиях получать физиотерапевтические процедуры и лечебный массаж. Кроме того, под руководством инструктора по лечебной физической культуре или реабилитолога реализуются спортивно-оздоровительные программы.
Проводятся занятия по финансовой и компьютерной грамотности, нацеленные на преодоление неуверенности людей старшего возраста в использовании современных финансовых инструментов и онлайн-технологий. Учитывая почтенный возраст обучающихся, такие занятия помогают им оставаться социально мобильными и защищёнными от мошенников. Занятия по обучению компьютерной грамотности дают пожилым гражданам практические навыки работы с компьютером, в том числе, использования единого портала государственных и муниципальных услуг для получения услуг в электронном виде. Актуальность применения компьютерных технологий возросла в период пандемии новой коронавирусной инфекции, поскольку дистанционный формат общения позволил обезопасить пожилых людей.
Развивается новое направление в работе с гражданами пожилого возраста – социальный туризм. Он позволяет осуществлять профилактику социальной выключенности этой категории граждан и помогает представителям старшего поколения правильно организовать свой отдых. Групповые экскурсии по историческим, культурным и религиозным туристическим маршрутам проводятся под руководством специалистов центров социального обслуживания.
Доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности, обеспечивают мобильные бригады. Для этих целей в 2019 году закуплены 15 автомобилей. Состоящие из специалистов разного профиля, выездные мобильные бригады оказывают помощь в получении срочных социальных услуг, проводят консультации и оказывают помощь на межведомственной основе. На специально оборудованных транспортных средствах граждане пожилого возраста, проживающие в сельской местности, доставляются в медицинские организации для прохождения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
Стать волонтёром – может каждый
Многие представители старшего поколения, вышедшие на заслуженный отдых, находят себя в волонтёрстве. «Серебряные волонтёры» выступают главными помощниками социальных служб и выполняют важные общественные задачи. Неизменным является участие волонтёров в благотворительных акциях, проектах экологической направленности, проведении занятий с получателями социальных услуг, совместных акций со школьниками и студентами. Добровольцы из числа пожилых граждан ежегодно принимают участие во всероссийских акциях «Весенняя неделя добра», #МыВместе.
Задачи теоретической и практической подготовки добровольцев выполняют школы волонтёров серебряного возраста, созданные в центрах социального обслуживания. Координаторами волонтёров выступают сотрудники центров социального обслуживания. Ежегодно более 1100 «серебряных волонтёров» участвуют в добровольческих мероприятиях.
Межведомственное взаимодействие
Одной из наиболее актуальных задач для эффективной работы социальных служб является межведомственное взаимодействие. Такое взаимодействие с медицинскими организациями помогает социальным службам своевременно выявить граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, а также организовать оказание посторонней помощи с учётом состояния здоровья гражданина и медицинских рекомендаций.
В 2019 году, когда Кузбасс вошёл в число пилотных регионов по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения («Старшее поколение»)», 15 учреждений социального обслуживания и здравоохранения приступили к отработке механизма межведомственного взаимодействия.
Задача координации действий медицинских организаций и организаций социального обслуживания была решена в 2019 году созданием Единого координационного центра (ЕКЦ) на базе МБУ «КЦСОН Кировского района г. Кемерово». Именно в ЕКЦ поступает информация по каналам межведомственного взаимодействия о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании и медицинской помощи, для последующей передачи в соответствующее учреждение.
На сегодняшний день механизм такого взаимодействия успешно отработан и реализуется на территории всего региона. В нём принимают участие 112 организаций социального обслуживания и медицинских учреждений.
Теперь каждый гражданин старше трудоспособного возраста или инвалид, обратившийся за медицинской помощью, у которого на момент осмотра установлена утрата способности к самообслуживанию, может получить консультацию о возможности обращения за предоставлением социальных услуг. При наличии его согласия, сведения о гражданине передаются в организацию социального обслуживания по месту жительства, которая определяет индивидуальную потребность гражданина в посторонней помощи и предлагает варианты социального обслуживания.
Благодаря проактивному принципу выявления нуждающихся в социальном обслуживании за четыре года из медицинских организаций поступила информация о 1344 человек, у которых утрачена способность к самообслуживанию. На основании переданной в организации социального обслуживания информации более 60% граждан из их числа получают социальных услуги на дому.
Другое направление межведомственного взаимодействия – передача информации в медицинские организации о гражданах, которые уже получают социальные услуги. Это происходит в случае ухудшения состояния здоровья получателей социальных услуг. Если во время оказания социальных услуг гражданин пожаловался на плохое самочувствие, социальный работник с его согласия направляет информацию в медицинскую организацию, которая оказывает необходимую помощь и даёт рекомендации по лечению и дальнейшему наблюдению.
Пик обращений за медицинской помощью по каналам межведомственного взаимодействия пришёлся на 2021 год. В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции через ЕКЦ было направлено 4539 обращений в медицинские организации об ухудшении состояния здоровья получателей социальных услуг.
С июня 2021 года в связи с расширением географии участников межведомственного взаимодействия деятельность ЕКЦ организована на базе государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат и информатизации Министерства социальной защиты населения Кузбасса».
В качестве платформы для информационного обмена используется автоматизированная информационная система, которая позволяет осуществлять мониторинг за полнотой и своевременностью действий медицинских организаций и организаций социального обслуживания при предоставлении гражданам необходимой помощи.
С февраля 2022 года при поддержке ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» на территории Топкинского муниципального округа реализуется новый проект – социально-медицинский патронаж за получателями социальных услуг. В ежедневном режиме социальные работники МБУ «Топкинский центр социального обслуживания» проводят мониторинг жизненных показателей обслуживаемых граждан пожилого возраста (пульс, артериальное давление, уровень насыщения кислородом крови) и передают сведения лечащему врачу через мобильное приложение. В случае необходимости врач корректирует медикаментозное лечение или направляет получателя социальных услуг на дополнительное обследование. Проект призван отработать механизм удалённого мониторинга изменения состояния здоровья получателей социальных услуг, снизить нагрузку на медицинский персонал, а также повысить качество жизни граждан пожилого возраста.
Горячая линия ЕКЦ
В качестве дополнительного канала информирования граждан о социальном обслуживании и системе долговременного ухода в ноябре 2021 года ЕКЦ организовал работу «горячей линии» – заработал Единый телефон СДУ.
Теперь, позвонив на бесплатный многоканальный номер 8-800-302-14-10, граждане, проживающие на территории всего Кузбасса, могут получить от специалистов ЕКЦ консультацию о порядке организации социального обслуживания, о том, какие социальные услуги они могут получить, какие социальные учреждения и сервисы действуют на территории конкретного муниципального образования.
В случае если гражданин нуждается в социальном обслуживании, он может оставить специалисту ЕКЦ свои контактные данные, которые будут переданы в организацию социального обслуживания по месту жительства. Работник социальной защиты свяжется с гражданином и согласует дату и время своего визита.
Зачастую номер «горячей линии» – единственная возможность человека обратиться за помощью. В практике работы ЕКЦ уже есть случаи, когда незамедлительно организованная помощь по обращению, поступившему на «горячую линию», позволила сберечь здоровье пожилого человека.
К сведению
По вопросам социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов можно обратиться на Единый телефон СДУ по номеру: 8-800-302-14-10. Звонок бесплатный. Звонки принимаются специалистами ЕКЦ в будние дни с 08-30 до 17-30, в нерабочее время – номер абонента фиксируется, по нему специалисты ЕКЦ перезвонят в течение рабочего дня.