Стартапы в Китае: как заработать и выжить?
Как стартапу выйти на китайский рынок, заработать и выжить в высококонкурентной среде, делится своим опытом генеральный директор управляющей компании Flexstone Станислав Новиков.
Путь к сердцу китайского инвестора лежит через технологии
Китай – довольно сложная страна для бизнеса со своими ментально-культурными особенностями. В каждой нише очень высокая конкуренция. Если вы вышли на китайский рынок и ваш продукт не скопировали через 2-3 недели – это уже успех! Секрет такого успеха заключается в высокотехнологичных элементах проекта, которые китайцы не смогут повторить, а конечный продукт без них не будет полноценно функционировать. Поэтому в Китай целесообразно выводить исключительно высокотехнологичные стартапы. А достижение высоких показателей и выживание на рынке возможно только при постоянном развитии продукта, опережающем конкурентов. В Китае ценятся стартапы из области hardware, software, биомедицины, интернета вещей, космоса и кибербезопасности.
5 мифов о жизни стартапа в Китае
Миф 1. Китайцам не хватает именно Вашего проекта.
Увы, в Китае давно уже никого не ждут, и придется еще побороться за то, чтобы освоиться там и выйти на рынок. Нужно быть готовыми к повсеместному обману со стороны китайцев и страстному желанию «клонирования» ваших проектов. Но емкость китайского рынка не соизмерима ни с одной страной в мире, нигде вы не сможете стартовать так быстро, поэтому все эти старания того стоят.
Китайцы дают возможность заработать, если невозможно выкрасть вашу технологию. В противном случае они сделают с вами совместное R&D, на котором вы заработаете, но идея, технология и сам проект будут скопированы и соответственно потеряны вами.
Миф 2. В Китае стартапы легко получают гранты, льготы и субсидии.
Система государственных грантов в Китае работала около 10 лет назад, сейчас на бизнес-проекты государственные деньги практически не выделяются, исключение – только стартапы по научным специализациям. Поэтому большинство предпринимателей надеются лишь на активных частных китайских инвесторов, которые продолжают интересоваться проектами и участвовать в бизнесе.
Миф 3. Китайские технопарки все сделают за вас.
В Китае, безусловно, хорошо развита инфраструктура для стартапов. В особой экономической зоне в Шэньчжэне работает множество технопарков, где можно разместить команду стартапа, открыть юридическое лицо, получить на льготных условиях офис, но больше ничего китайцы для стартапов не дают. Поэтому просто заходить в технопарки становится уже неинтересно.
Миф 4. С хорошим проектом в Китае можно самостоятельно найти инвестора.
Как и во всем мире, здесь связи решают все. Главное, чтобы в Китае были «свои» китайцы.
Все технологическое инновационное развитие в Китае курируется и контролируется разными госструктурами. Поэтому важно иметь хорошие связи с китайскими госкорпорациями, правительством и господдержку коммунистической партии Китая - тогда у вас все двери открыты. Также продуктивным будет сотрудничество с Российско-Китайским Инвестиционным Фондом Регионального Развития, созданным в 2017 г. Основными инвесторами Российско-Китайского Инвестиционного Фонда Регионального Развития являются крупнейшие государственные и частные корпорации КНР, компании Свободной экономической зоны Шэньчжэнь. Под управлением фонда находится 100 млрд юаней.
Миф 5. Стартапу необязательно открывать юридическое лицо в Китае.
В Китае есть негласный закон, по которому нельзя выпускать деньги из страны. Банки отклоняют большинство международных транзакций, все расчеты в стране осуществляются только в юанях. Китай рассматривает для инвестиций стартапы из России, но с потенциалом последующего развития на китайском рынке. Поэтому следует рассчитывать на инвестиции в проекты, физически зарегистрированные в Китае.
Так работает китайская система, выстроенная партией. Но интеллектуальный потенциал человечества уже во власти китайцев и ко всем этим условиям придется приспособиться, если хочешь работать в Китае.
Больше о судьбах стартапов в Китае можно узнать в нашем