Браковка и износ стальных тросов

Все тросы изнашиваются. К повреждению и износу они склонны из-за абразивного износа, усталости, коррозии и  неправильного обращения. Места дефектов или повреждений ищут различными методами. Наименее сложным методом является визуальный.

Необходимо проводить частые осмотры всей рабочей части стальных тросов по всей их длине. Периодичность проверок должна основываться на интенсивности использования и оценке потенциального риска. Особое внимание следует уделять тем участкам троса, которые работают в зоне повышенного риска.

Смазка троса

Стальные тросы будут портиться гораздо быстрее, если не будут смазаны. Испытания доказали, что срок службы не смазанного троса составит до 60% от ожидаемого. Существуют разные мнения о том, как их следует смазывать. Некоторые считают, что тонкую смазку следует наносить кисточкой. Считается, что этот метод позволяет смазке проникнуть внутрь. Однако опыт показывает, что в жаркую погоду тонкие проникающие смазочные материалы легко стекают или испаряются.

Другая точка зрения заключается, что смазку следует под давлением подавать в трос. Этот метод, при правильном применении, обеспечит проникновение смазки в канат, выталкивая вместе с этим старую смазку и все возможные агрессивные вещества, такие как вода и песок. Любая используемая смазка должна быть совместима с типом смазки, который применялся ранее, а также условия эксплуатации.

Тревожный сигнал

Стальные тросы обычно предупреждают о том, что они вот-вот разорвутся. Можно услышать звуки отдельных обрывов проволоки. Они могут продолжаться в течение нескольких секунд и продолжаться до десяти минут перед окончательным обрывом. Обращая на это внимание, можно предупредить аварийный обрыв.

Причины, которые могут привести к разрыву:

  • Износ в местах, которые соприкасаются с подъемными блоками и барабанами;

  • Коррозия, вызванная отсутствием смазки и воздействием тепла или влаги;

  • После слишком многократного изгиба. Даже при нормальных условиях эксплуатации стержень может утратить прочность;

  • Механическое повреждение при защемлении, раздавливании или волочении;

  • Использование троса, когда он замерз;

  • Рывки, вызванные неправильным креплением, внезапным освобождением груза или узлов, которые были сделаны для укорачивания троса, могут привести к его повреждению;

  • Давление, вызванное намоткой на многослойные барабаны.

Многие из этих причин могут быть устранены правильной конструкцией крана и порядка обслуживания троса. Большинство из них, однако, неизбежны и составляют часть нормальной работы. Двумя основными причинами, которые считаются неизбежными, являются перегрузка, а также внутренняя и внешняя усталость.

Дефекта тросов

Неизбежные причины обрыва троса

Рассмотрим подробнее две основные и неизбежные причины обрыва провода.

Усталость

Многие тросы подвергаются многократному изгибу через шкив, что приводит к образованию трещин в отдельных жилах. Эти разрывы часто возникают в местах, которые перемещаются по блокам. Этот процесс усиливается, если трос перемещается по барабану с одним желобом. Это приводит к тому, что он проходит через циклический изгиб. Испытания показали, что наматывание на однослойный барабан равнозначно изгибу через шкив, так как вызывает аналогичные повреждения.

Трос на шкиве

Усталостные разрывы часто возникают в тех местах, где эти части троса непосредственно соприкасаются со шкивом или барабаном. Так как это происходит из-за трения наружных частей, то обычно эти разрывы видны. Как только начинают появляться обрывы жил, создается эффект домино и вскоре их становится гораздо больше.

Внутренние повреждения

Повреждения могут развиваться со временем, в зависимости от нагрузки. Многие тросы выполнены по принципу многожильного сечения с равномерным крутящим моментом. Баланс крутящего момента создается в них путем укладки жил снаружи и внутри в противоположных направлениях. Многожильные тросы обладают гораздо большей гибкостью и долговечностью. Несмотря на то, что жилы в них соприкасаются локально и под углом, что приводит к тому, что они подвержены как воздействию радиальной нагрузки, так и относительному смещению между тросами и изгибающим напряжениям при изгибе на блоках или барабанах. Именно поэтому многожильные тросы более склонны к развитию внутренних разрывов жил.

Как осматривать трос и когда его необходимо заменить

Сформированы два разных подхода:

Предусмотренная правилами продолжительность срока службы. В соответствии с ними трос должен быть выведен из эксплуатации в установленное время;

Условный вывод из эксплуатации: это означает, что трос выводится из эксплуатации только в том случае, если его состояние ухудшилось до определенного предела.

Выводить тросы из эксплуатации по истечении нормативного срока службы чрезмерно расточительно и многие применяют условный вывод. В течение всего срока службы трос медленно изнашивается, но для того, чтобы быть в курсе состояния его износа, необходимы периодические проверки. Обычно он имеет умеренный износ, и это не оправдывает вывода его из эксплуатации. Именно поэтому, для контроля над нормальным процессом износа, необходимо проводить проверки стальных тросов. Это гарантирует, что они могут быть выведены из эксплуатации до того, как станут опасными. Кроме того, такие проверки могут выявить неожиданные повреждения или коррозию троса, что позволит принять меры для обеспечения его долговечности.

Два основных метода неразрушающего контроля

Ручной контроль

Этот метод полезен для обнаружения внешних повреждений троса. Для использования этого метода необходимо слегка провести по нему тряпкой. Когда она движется по тросу, то цепляется за разорванные жилы. Заметив это, надо визуально проверить место.

Другой метод заключается в измерении диаметра троса. Он включает сравнение текущего диаметра с оригинальным диаметром. Изменения в диаметре указывают на внешние и/или внутренние повреждения. Данный метод не является идеальным. Многие разные повреждения не изменяют диаметр троса.

Также можно проверить несколько видимых признаков распределенных потерь площади металлического поперечного сечения. Часто это вызвано коррозией, абразивным воздействием и износом.

Ручной контроль часто не очень хорошо подходит для обнаружения внутренних повреждений.

Электромагнитные методы контроля

Электромагнитная дефектоскопия дает детальное представление о точном состоянии троса. Это очень надежный метод проверки и является общепринятым способом проверки.

Для обеспечения максимальной безопасности часто используются одновременно оба метода.



подпишитесь на нас в Дзен