Не допустить подростков к алкоголю: Хабаровск присоединился к общероссийской социальной акции
Акция приурочена ко Всемирному дню ответственного потребления пива, который в этом году отмечается 15 сентября. Организаторы акции – компании-участницы Союза российских пивоваров, в том числе пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group – за две недели намерены обойти 80 000 торговых точек по всей стране силами нескольких тысяч российских волонтеров. Начало положено: с утра 14 сентября сотрудники хабаровского филиала «Балтики» первыми объехали более 150 магазинов Хабаровска и Хабаровского района. К ним присоединились представители общественной организации «Деловая Россия», врач-нарколог краевой клинической больницы и журналисты. На витрину каждой торговой точки волонтеры клеили специальные стикеры, напоминающие о недопустимости продажи алкоголя детям и подросткам, продавцам и покупателям вручали информационные листовки с правилами, соблюдая которые, общими усилиями можно решить острую социальную проблему, и предлагали представителям торговли протестировать свои знания в области законодательства.
Оказалось, не все продавцы проинформированы о расширении списка документов, подтверждающих возраст покупателя. В этом году в него добавлены водительское удостоверение и персонифицированная карта зрителя, так называемый «паспорт болельщика». При этом, по приказу Минпромторга, право подтвердить совершеннолетие с помощью персонифицированной карты зрителя будет действовать только до 31 декабря 2018 г.
Механизмы недопущения потребления алкоголя несовершеннолетними обсудили в рамках круглого стола после рейда. Его участниками стали представители органов государственной власти Хабаровска и края, сферы здравоохранения, торговли и производства пивоваренной продукции. Обозначенная проблема вызвала активную дискуссию.
Елена Барсукова, руководитель отдела инноваций и бизнес-процессов сети магазинов «Раз Два»: «К сожалению, мы практически ежедневно сталкиваемся с попытками несовершеннолетних приобрести алкогольную продукцию. Но все наши продавцы готовы к таким ситуациям и знают, как себя вести. Обучение и контроль проводятся постоянно. Кроме того, в торговых залах размещены информационные ресурсы с памятками о законе»
О том, что эта проблема действительно острая и в России, и в Хабаровском крае, говорил врач-нарколог КГБУЗ «Краевой клинической психиатрической больницы» Андрей Дегтярев. По его словам, все усилия врачей-наркологов направлены на профилактику и предупреждение потребления алкогольной продукции подростками, но без поддержки всего общества с этой проблемой не справиться: «Я работаю с подростковым населением уже около 20 лет. И призываю всех и каждого быть ответственным потребителем – не помогать несовершеннолетним покупать алкоголь!»
Продажа алкогольной продукции подросткам грозит не только внушительными штрафами как самим продавцам, так и администрации магазинов, но и лишением последних лицензии на розничную продажу алкогольной продукции во внесудебном порядке. Такая мера, по словам заместителя председателя комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края Ксении Халимоновой, была введена четыре года назад. В 2013 году в Хабаровском крае были лишены лицензии 3 предпринимателя, в 2014 - 17, в 2015 – 19. Жёсткие административные меры дали свои плоды: за последние два года не было зафиксировано ни одного случая незаконной продажи алкоголя несовершеннолетним на территории региона.
Это достижение, уверен заместитель мэра г. Хабаровска по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности Сергей Казаченко, стало возможным не только благодаря мерам ответственности для продавцов, но и профилактическим мерам, принимаемым органами власти. «Ежегодно в Хабаровском крае проходят тысячи мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи. Большую роль играет и воспитание в семье. Правильно воспитанный ребенок не захочет выпить, даже если ему это предложат взрослые».
Акция «18+ Правила общие – ответственность каждого» продлится в России до конца сентября. Она вносит вклад в достижение глобальной цели ООН в области устойчивого развития по предотвращению злоупотребления алкоголем. Поддержка и организация подобных инициатив является частью программы устойчивого развития «Балтики» и Carlsberg Group «Цель 4НОЛЯ: вместе для будущего». В числе определенных долгосрочных стратегических целей программы – Ноль безответственного потребления.