Упавший вертолет для випов в режиме экстрима испытывали шестеро асов
В среду, 11 апреля 2018 г., около 12-ти часов дня, новостные ленты сообщили, что чуть ли не в центре Хабаровска разбился пассажирский вертолет авиакомпании «Восток». Погибли все 6 человек, которые были на борту.
Почти сразу в электронных СМИ появилось уточнение: Ми-8 упал и сгорел на пустыре близ улиц Антенной и Хирургической. Они находятся фактически напротив Центрального городского кладбища, в районе автобусной остановки «Выборгская».
К месту ЧП сразу прибыли едва ли не одновременно с экстренными службами (пожарными, спасателями, бригадами скорой, полицией) не один десяток корреспондентов. Однако никто из представителей СМИ так и не смог попасть на место катастрофы. Вертолет упал на так называемое антенное поле РТРС, которое огорожено и охраняется военными. Там находится объект оборонного значения, антенна ШВРС, высотой 164 метра. Чуть позже эпицентр крушения плотным кольцом оцепили еще и сотрудники транспортной полиции.
Как информировала начальник пресс-службы краевого ГУ МЧС Екатерина ПОТВОРОВА, сигнал о происшествии поступил в пожарно-спасательную службу в 11:20.
«Местные жители заметили воздушное судно, которое задело мачту радиовещания и рухнуло в лесополосу. Оттуда сразу же поднялся густой черный дым», – передал с места ЧП репортер телекомпании «Губерния».
В первоначальных сообщениях говорилось о том, что Ми-8 совершил жесткую посадку. Однако буквально через пару часов стало понятно, что это – авиакатастрофа (вертолет полностью разрушился, и у людей, которые были на его борту, не было никаких шансов выжить).
СМИ уточнили, что тела первых двоих погибших пожарные расчеты нашли сразу, а «останки еще четверых мужчин чуть позже обнаружили сильно обгоревшими у деформированного корпуса машины».
Ближе к концу дня появилась официальная информация о том, кто именно был на борту и что это был за полет.
– Вертолет, выполнявший учебно-тренировочный полет, взлетел в 11.02, упал в 11.25 – полет продолжался всего 23 минуты. На его борту находились несколько командиров экипажей вертолетов Ми-8 и проверяющий, – сообщило 11 апреля информагентство DVHab.ru, ссылаясь на руководство авиакомпании «Восток», которой принадлежал разбившийся Ми-8.
Через пару часов после этого заявления был опубликован список погибших, из которых четверо – командиры воздушного судна (КВС): ШТАНЬКО Алексей Владимирович, 1976 г.р. – КВС; МАКАРОВ Дмитрий Николаевич, 1973 г.р. – КВС; ЕРМАКОВ Антон Анатольевич, 1979 г.р. – КВС; ПОСОХОВ Виктор Федорович, 1968 г.р. – КВС-инструктор; БОРОДА Юрий Николаевич, 1963 г.р. – бортмеханик; УЛЬЯНОВ Игорь Владимирович, 1985 г.р. – второй пилот.
Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР информировало, что по факту падения вертолёта возбуждено уголовное дело по признакам преступления - «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».
– Следствием рассматриваются три основные версии крушения: погодные условия, техническая неисправность судна или ошибка пилотирования, – сообщила 11 апреля старший помощник руководителя ДСУ на транспорте СКР Дарья НЕМЦЕВА.
12 апреля ДСУ на транспорте заявило, что с места происшествия изъяты бортовые самописцы. Тела погибших направлены для проведения судебно-медицинского исследования и опознания.
Это сообщение на официальном сайте завершалось обращением: «Если вы явились очевидцем случившегося, а также если вам удалось произвести фото или видеофиксацию крушения вертолета 11 апреля 2018 г., просьба обратиться в Хабаровский следственный отдел на транспорте».
В день крушения вряд ли что-то можно было заметить, кроме клубов черного дыма. Вышка была закрыта пеленой. В Хабаровске в это время была очень низкая облачность (высота облаков составляла всего 150 метров) и шел сильный мокрый снег (ливневый снег – указано в сообщении МАК).
Именно такая погода и была нужна для этого «тренировочного» полета, чтобы проверить, как командиры вертолетных экипажей умеют действовать в сложных метеоусловиях. Если судить по комментариям на специализированном форуме, КВСы сдавали так называемый «минимум», то есть подтверждали свою квалификацию.
Что же случилось в этом тренировочном полете, если на борту было четверо асов?
Руководство авиакомпании «Восток» сразу исключило версию о том, что у Ми-8 могла возникнуть какая-то неисправность. Компания эксплуатировала этот вертолет с ноября 2012 года. Правда, сама машина «сделана» в 1986 году. Однако, как выяснилось, у разбившегося Ми-8ПС-9 был салон VIP-класса, то есть его пассажирами время от времени являлись первые лица в крае, и не только. А потому за техсостоянием этого судна следили особо тщательно.
По одной из неофициальных версий, вертолет, находясь в воздухе, столкнулся с антенной или с одной из ее «растяжек» (тросы, которыми вышка дополнительно крепится к земле).
Отмечалось, что от вертолёта практически ничего не осталось, его «обломки разбросало в радиусе 2 километров».
Опытный КВС Александр (фамилию просил не указывать, т. к. он летал не на вертолетах) высказал мне такое мнение. Он считает, что экипаж вертолета не мог столкнуться с вышкой просто из-за низкой облачности. Во-первых, на борту были очень опытные пилоты. Во-вторых, этот район с антенным полем они знали, как свои пять пальцев. Возможно, пилоты положились на автоматику, а она выдала погрешности координат?
Другой момент. Вертолет может так сильно разбиться в том случае, если, к примеру, у него произойдет отказ двигателя на малой высоте. Ибо тогда уже «нет возможности запустить механизма авторотации, который бы обеспечил более-менее мягкую посадку».
Вот как это объяснил лидер профсоюза хабаровских авиаторов Хасан СЕРОЖЕДИНОВ:
– Чем больше высота, тем выше возможность на ротации приземлиться. А если он попал в мачту в 160 метров – уже нет такой возможности. Но если бы он, действительно, столкнулся с антенной, то она бы тоже получила разрушения. Тогда бы нарушилась трансляция, но ведь этого не произошло.
– В этом тренировочном полете было дросселирование двигателя, то есть экипаж искусственно создавал условия отказа двигателя. А связанную с этим ситуацию могло усугубить обледенение тех же лопастей винта или некоторых механизмов, – пояснил Александр.
Все это, конечно, только предположения. Причины катастрофы мы узнаем, только когда будет завершено следствие. Его проводят в тесном тандеме СКР и МАК. У одного главная задача – найти виновных, а у второго – установить причины случившегося.
Оксана БОЙКО,
г. Хабаровск