В Хабаровске обнародуют одну из тайн крушения самолета «Савойя»

В понедельник, 12 октября 2015 г., участники самой последней экспедиции к месту крушения в 1935 году гидросамолета «Савойя С.55Х», за штурвалом которого был легендарный летчик-челюскинец Александр СВЕТОГОРОВ, проведут пресс-конференцию, и, возможно, откроют некоторые тайны этой загадочной авиакатастрофы. Напомню, на труднодоступной горе Медвежьей Чертова хребта, что в 67-ми километрах от поселка Лазарев (где 26 июня 1935 г. разбился самолет «Савойя»), работала с 28 сентября по 5 октября 2015 г. бригада следователей и экспертов-криминалистов Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (Комсомольский-на-Амуре отдел на транспорте), а также группа от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока). -Это была завершающая экспедиция, которая призвана не только попытаться раскрыть тайну гибели самолета через 80 лет, но и после всех экспертиз ( в том числе, судебно-медицинской генетической идентификации), захоронить пассажиров и экипаж в братской могиле в Хабаровске, - сообщил 11 октября участник этой экспедиции Константин ПРОНЯКИН.- Их останки все эти годы лежали на месте аварии на горе, и только часть из них, по инициативе местных жителей, которые случайно набрели на самолет, несколько лет назад была прихоронена на окраине кладбища в поселке Лазарев. Сейчас все костные останки (193 единицы, в том числе и 6 черепов), изъятые как в поселке, так и на месте крушения, доставлены в Хабаровск и переданы в краевое «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Уже назначено первое экспертное исследование. Ранее сообщалось, что два самолетных двигателя (силовые установки «Isotta-Fraschini Asso 750») фактически спас от «металлистов» житель таежного поселка Аннинские Минеральные Воды - энтузиаст Иван ШИЛО. В августе 2008 года он вместе со своими сыновьями проделал целую операцию по «эвакуации» с труднодоступной горы тяжелых движков. Иван ШИЛО и два его сына участвовали и в этой завершающей экспедиции. Сейчас ни у кого нет никаких сомнений, что в числе 12 погибших (9 пассажиров и 3 члена экипажа) при крушении самолета на горе Медвежьей, был и летчик Александр СВЕТОГОРОВ - герой легендарного спасания челюскинцев в 1934 году Это доказывают не только архивные документы, но и находки поисковиков на горе Медвежьей, сделанные в разное время (всего, напомню, было 8 экспедиций, нынешняя, завершающая, - 9-я по счету). Как рассказал Константин ПРОНЯКИН, в 2006 году работники местного леспромхоза, пробивая просеку в тех местах, где разбился самолет, нашли серебряные часы Буре (№518750) с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31[0].VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (теперь эти часы в запаснике Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова). Там же, на месте аварии, найдет кожаный чехол - Грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. Ему присвоено звание «Почетный чекист», также он награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ. В самолете больше никто такой награды не имел! И уже в последней экспедиции, на горе, на месте аварии, был найден фрагмент манжеты рукава с галуном (тремя лентами) командира корабля. -Таким образом, все эти вещи подтверждают, найден самолет Светогорова, - резюмировал Константин ПРОНЯКИН. Однако именно он выдвинул версию, что гидросамолетом в его самые последние часы, возможно, управлял вовсе не летчик-ас Светогоров, а бортмеханик. Свои доводы в пользу этой версии Константин ПРОНЯКИН уже опубликовал и, видимо, завтра он их изложит и на пресс-конференции. Ирина РУЖИНА, г. Хабаровск   Пресс-конференция совместной экспедиции Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР и ВООПИиК состоится в понедельник, 12 октября 2015 г., в 11.00, в здании «Русского географического общества» (РГО) по ул. Шевченко, 9.


подпишитесь на нас в Дзен