В Хабаровске актеры сутки осаждали "белый дом"

ОТ АВТОРА: удивительную встречу преподнес мне его величество случай за несколько дней до праздника — 70-летия великой Победы. Я совершенно случайно оказалась 30 апреля на генеральном прогоне спектакля «У войны не детское лицо», где все роли исполняли дети. И мне удалось пообщаться с Людмилой СЕЛЕЗНЕВОЙ, которая подготовила эту постановку вместе с хабаровским детским творческий коллективом «Фантазеры». Оказывается, самой Людмиле Порфирьевне выпала, можно сказать, не женская судьба. Хотя в тот день шел только репетиционный прогон постановки, в зрительном зале было много народу - родители юных артистов, их друзья и знакомые. Признаться, с первых же минут происходящее на сцене меня буквально «втянуло» в водоворот военных событий. Верно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Всего за один час, пока шел спектакль, я и другие его зрители успели пережить столько, что у многих после окончания постановки блестели слезы на глазах. А юных артистов долго не отпускал со сцены шквал аплодисментов. Чуть позже, за кулисами обнимала своих воспитанников режиссер-постановщик постановки Людмила СЕЛЕЗНЕВА. Она - профессиональная актриса, для которой работа с детьми стала вторым жизненным кредо. Первое - театр. И две этих профессии, по мнению актрисы, помогают ей жить, любить жизнь и чувствовать себя нужной людям. Она считает, что актер - это не профессия, а состояние души.-Вот частенько люди говорят, ох, опять понедельник, надо на работу, - делится своим мнением Людмила Порфирьевна. - А мне не дано говорить о своем любимом деле, как о работе. Я ей живу. Дышу, если хотите. И даже не представляю, себя в каком-то другом деле. Я с самых ранних лет мечтала стать актрисой, собирала в детстве вокруг себя ребятню и разыгрывала сценки. Читала стихи, на ходу сочиняла небольшие пьески, а сверстники хлопали в ладошки. И я была бесконечно счастлива этим первым зрительским признаниям.Никто из одноклассников не удивился тому, что "Людка-артистка" пошла на сцену. Работа, как понятно стало с первых же выступлений еще в студенческие годы, не была легкой. Минутное порхание по сцене предваряли многодневные репетиции, огромное количество текстов, необходимых для запоминания, слезы отчаяния в дни, когда, казалось, что и роль не ее, и режиссер придирается, и коллеги недооценивают. -Ой, давайте не будем о грустном, - прерывает эти свои воспоминания Людмила Порфирьевна.По жизни она — оптимистка, разговорчивая и коммуникабельная. Но вот в свою личную жизнь посторонних впускает очень неохотно. Объясняя это тем, что артист все-таки не должен выворачиваться наизнанку, обнажая свою личную жизнь.-Ну, да, жизнь у нас не скучная, - с некоторым кокетством произносит она. - Ярких моментов невероятно много. Достаточно один раз побывать на репетиции, особенно, когда режиссер не в духе. Только про это не надо писать, - спохватывается она. Но об одном из самых ярких жизненных моментов этой женщины (с виду хрупкой и беззащитной) мне всё же удалось узнать. Оказывается, она участвовала и в довольно смелых авантюрах, когда дело касалось любимой работы. К слову, театральные интриги как-то обходили ее стороной. А вот на дружные и сплоченные коллективы везло чаще. В числе давних и проверенных жизнью друзей у нее на первом месте хабаровский режиссер Аркадий РАСКИН.-Мы, группа актеров местного ТЮЗа решили создать свой театр. Такой, которого не было нигде на белом свете, - вспоминает Людмила. - Вначале пытались реализовать свои творческие планы на базе Дома актеров, который в свое время был в Хабаровске в особнячке рядом с Комсомольской площадью. Но хваткие люди очень быстро прибрали это здание к своим рукам, а нас выкинули на улицу.Молодые актеры духом не упали, стали звонить во все колокола. Но, увы, безрезультатно. В правительстве Хабаровского края после нескольких посещений им попросту стали указывать на дверь. И тогда актеры решились на отчаянный шаг.-Дело было в июне 1989 года, - при этом воспоминании у нее загорелись глаза, а голос зазвенел, как натянутая струна. - Мы взяли с собой два больших театральных кофра с костюмами и реквизитом, и устроили спектакль протеста прямо на площади Ленина, у Дома правительства, -- Спектакль назывался "Сказ о царе Максе Емельяне", по Кирсанову. Постановка была, как у нас говорят, в уличном варианте. Рядом положили несколько шапок. И прохожие - а их собралась приличная толпа - бросали туда деньги. Поглядеть на диковинное зрелище вышли и руководители края. А вскоре к месту действия подкатило несколько милицейских машин. Стражи порядка взяли актеров в кольцо оцепления. -Но поскольку мы никаких плакатов в руках не держали, лозунгов не кричали, то придраться фактически было не к чему, и, видимо, поэтому нас не трогали, - пояснила Людмила. Однако ближе к ночи работники правопорядка стали настоятельно предлагать участникам необычного пикета разойтись. При этом в голосах некоторых милиционеров слышалась неприкрытая угроза. Но актеры решили идти до конца, пока своего не добьются. Даже странно, что в ту ночь, которую Людмила и ее коллеги никогда не забудут, обошлось без драки и кровопролития. Правда, ранним утром Аркадия РАСКИНА, которого милиция почему-то посчитала главным зачинщиком и нарушителем спокойствия, увезли чуть ли не под конвоем в суд. Причем это происходило на глазах у спешащего на работу народа и толпы журналистов, которые были заранее оповещены об этой акции протеста.-Несмотря на утреннюю прохладу, мы под зоркими очами милиции продолжали сидеть у Дома правительства до начала рабочего дня, - продолжает свой рассказ Людмила. - В 10 часов к нам вышел первый секретарь крайкома партии Виктор ПАСТЕРНАК. Он дал слово коммуниста, что нам выделят пустующее помещение на первом этаже одного из домов по улице Шеронова - то самое, где и по сей день находится наш «Белый театр». -Но, что самое интересное, - тут Людмила Порфирьевна разразилась смехом, - потом выяснилось, что милиционеры не трогали нас почти сутки только потому, что мы накрепко вцепились в свои театральные кофры. Вы не поверите, они думали, что у нас там бомба... Аркадия Исааковича, которое увезли в суд, вскоре нам вернули. Целым и невредимым.Вот с такой скандальной истории, оказывается, начинался хабаровский «Белый театр», очень популярный нынче у городских эстетов-театралов. Людмила там играла более десятка лет. Она и сейчас не прочь забежать туда на огонек. Правда, не так часто, как раньше. Очень много времени отнимает работа в «Триаде», театре, столь любимом молодежной аудиторией. Одна из ее лучших ролей, на мой взгляд, - старуха в спектакле «Человек-корыто», где перед зрителем проходит целая временная эпоха. И Людмиле, которая уже вышла из бальзаковского возраста, пришлось перевоплощаться и в молоденькую девчонку, и в бабушку, и в одинокую жизнь.Не могу удержаться от вопроса: как она, актриса, не имеющая педагогического опыта, стала воспитывать новых актеров?-До сих пор понять не могу, - ответила Людмила. -Человек - существо загадочное. У него очень много способностей, о которых он сам порой не подозревает. Мне просто повезло. А может высшие силы направили меня в русло педагогики. Вот так ниточка за ниточкой тянется ее жизнь. История вроде бы простая. В 1994 году она вынуждена была покинуть Смоленский театр и вернуться в родной Хабаровск. Тяжело заболела мама. И Людмила встала перед непростым выбором: продолжать театральную карьеру или стать сиделкой. Любовь к матери оказалась сильнее. Она никогда не пожалела об этом шаге. Хотя ее душа актрисы рвалась на части. Однажды, выйдя из дому за покупками, она увидела через дорогу вывеску: «Студия-театр «Бенефис». Выбрала несколько свободных минут и забежала в этот театр. -Там меня встретила замечательная женщина, Ольга Леонтьевна КОПЕЙКИНА, - продолжала Людмила. -Так, мол, и так говорю, я - актриса, жить без сцены не могу. Но случилась беда с мамой... Разговор двух женщин затянулся. Неожиданно Ольга вдруг сообщила, что давно хотела бы поставить пьесу Радзинского «Я стою у ресторана». Людмила даже ахнула. Ведь это была самая первая ее роль.-Именно этим спектаклем мы в 1990 году открывали театральный сезон в Смоленске, - пояснила мне Людмила. - И я стала наизусть декламировать Ольге отрывки из спектакля.Никакой связи с педагогикой в той встрече Людмилы с Ольгой я не увидел, о чём признался своей собеседнице.-Наберитесь терпения, - улыбнулась Людмила. - Через некоторое время Ольга Леонтьевна заговорила о том, что неплохо бы организовать детскую студию. И я как в омут головой, окунулась в педагогику. Вот так и обнаружила у себя нежданно-негаданно новое призвание. Поверьте, мне было страшно интересно попытаться донести до детской души культуру речи, научить ребятишек стать более коммуникабельными, дисциплинированными. Вот какую задачу я ставила перед собой и детьми.-Когда готовила спектакль «У войны недетское лицо», то перелопатила много литературы, почему и постановка вышла такой насыщенной, - призналась мне Людмила. -Я приводила детям в пример и нынешние события на Украине. Рассказывала своим студийцам о таком страшном явлении, как война. У моих детей такие проникновенные глаза. Они пели песни военных лет и, знаете, так пели, что ком к горлу подкатывал... Даже на репетициях.Я понял, что о своих воспитанниках Людмила Порфирьевна может рассказывать бесконечно. Но тут нас прервали. В репетиционный зал ворвалась орава девчонок и мальчишек. -Дорогая Людмила Порфирьевна, не велите казнить за то, что на целых тридцать секунд опоздали на репетицию, - зачастил скороговоркой один из мальчиков. Дружный хохот перебил кающегося «грешника». Дети пришли на очередное занятие. На этот раз репетировали новый спектакль ко Дню защиты детей - «Страсти по Насте». Мне разрешили чуть-чуть поприсутствовать. Было немного жаль, что я уже взрослый и не могу так искренне и беззаботно радоваться, как эти юные студийцы.Личная жизнь Людмилы СЕЛЕЗНЕВОЙ для меня так и осталась сплошными потемками. Мне известно только то, что она не замужем, своих детей у нее нет. Получается, пожертвовала женским счастьем, ради карьеры? Отнюдь. Карьеристкой ее тоже не назовешь. Впрочем многие факты даже из общественно-театральной жизни Людмилы СЕЛЕЗНЕВОЙ остались, что называется, за кадром. Но не могу умолчать об одном случае, который произошел на недавней ее встрече с одноклассниками.-А у тебе что, до сих пор никакого звания нет?- поинтересовались две ее закадычные подруги Татьяна и Неля. -Да вот, как-то так не заслужила, - смутилась Людмила от неожиданного вопроса.-Людок, все нормально, - наперебой заговорили подруги. - Главное, что мы - народ, тебя считаем народной артисткой.Валерий ЕГОРОВ, г. Хабаровск


подпишитесь на нас в Дзен