Самолет с нашими туристами рухнул под Хабаровском
В пятницу, 28 июня, около 11 часов утра, примерно в 12 километрах от Хабаровска совершил аварийную посадку на лесополосу ДОСААФовский Ан-2. Об этом я узнала из рассылки ДВРЦ МЧС России, которая пришла буквально через полчаса после катастрофы. Первая информация об этом авиаинциденте. 11.25 утра 28 июня. Официальный сайт ДВРЦ МЧС:«В 11.10 (хбр) 28 июня 2013 года в Центр управления в кризисных ситуациях ДВРЦ МЧС России от Хабаровского авиационно-координационного спасательного центра поступило сообщение о том, что недалеко от села Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края совершил вынужденную посадку самолет Ан-2, принадлежащий ДОСААФ. По предварительным данным, на его борту находились 7 человек, из них 2 члена экипажа и 5 пассажиров. Погибших нет.Самолёт совершал коммерческий рейс из Хабаровска в поселок Самарга Приморского края. К месту происшествия немедленно направились пожарный расчет 8-ой пожарной части из села Некрасовка, бригады скорой помощи, спасатели Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, психологи Центра экстренной психологической помощи и оперативная группа Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.В 11.26 в телефонном разговоре со мной первый заместитель начальника главного управления МЧС России по Хабаровскому краю полковник Денис ИЛЬИНОВ сообщил, что к месту происшествия вылетел вертолёт Ми-8 Авиакомпании «Восток» со спасателями Дальневосточного координационно-спасательного центра.В 12-30, пресс-служба МЧС оперативно, как сводку с фронта, сообщила, что в результате вынужденной посадки Ан-2 пострадали 3 человека, из них 1 находится в тяжелом состоянии. Погибших нет.- В 11 часов 5 минут в главное управление МЧС по Хабаровскому краю поступила информация о том, что самолет Ан-2 с девятью людьми на борту – 7 пассажиров и два человека экипажа - совершил аварийную посадка в районе поселка Некрасовка, - уточнил 28 июня, в 18 часов 25 минут первый заместитель начальника главного управления МЧС России по Хабаровскому краю полковника Денис ИЛЬИНОВ, отметив также, что в 13 часов все спасательные работы были завершены.Что касается пострадавших, то в окончательном варианте оперативных сообщений пресс-службы ДВРЦ МЧС, их было пятеро. У них врачи диагностировали сотрясение мозга, ушибы, переломы. Как мне удалось уточнить в субботу 29 июля в приемном покое первой краевой больницы, трое, в числе которых были командир экипажа Ан-2 Александр ДОРОХОВ, госпитализированы в ККБ-1. Еще двое – один из пассажиров и второй пилот Олег ФЕДОРЕНКО, который получил самые тяжелые травмы, - доставлены вертолетом в ККБ-2.
В понедельник 1 июля я побывала в клинике, в которой находится Александр ДОРОХОВ. Пилот госпитализирован в травматологическое отделение ККБ-2. У него основательно перебинтованы правая голень, правая рука, включая плечо, предплечье и локтевой сустав, а также - вся правая сторона лица. Я даже подумала, что пострадал глаз, но летчик сказал, что у него просто была сильно рассечена бровь, мол, зрение не пострадало. Что касается аварийной посадки на 50 минуте, то вот что он мне пояснил по этому поводу. Планируемое время полета должно было составить 2 часа. Если добираться от Хабаровска до Самарги по воздуху, это примерно 400 километров. Однако Ан-2 долетел всего лишь до контрольной точки - поселок Сита района им. Лазо Хабаровского края (это 69 км от Хабаровска). После чего КВС ДОРОХОВ принял решение вернуться в Хабаровск. Почему? - Почувствовали, с двигателем что-то не то, - уклончиво ответил мне Александр ДОРОХОВ. – Когда повернули назад, двигатель – работал. Отказ произошел за 12 км до аэродрома Хабаровск-2. Он чихнул и мы посыпались. Планировали с высоты 200 метров. Немного не дотянули до поляны, которую приметили для посадки. Правой плоскостью долбанулись в дерево, потому и травмы все в основном справа. Нас развернуло на 180 градусов, и самолет носом воткнулся в заросшую травой канаву с водой. Если брать официальную весрию, могу сообщить что наш «Ан» принадлежал негосударственному образовательному учреждению «Хабаровский краевой аэроклуб им. Летчиков-героев спасания Челюскинцев» общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (НОУ Хабаровский краевой АК ДОСААФ России). Он выполнял коммерческий рейс по маршруту аэропорт «Динамо» (г. Хабаровск) - посадочная площадка Самарга (Приморский край). Примерно на 50 минуте полета я как командир воздушного судна по радиосвязи сообщил диспетчеру об отказе двигателя и совершении вынужденной посадки в лесополосе.
ДОРОХОВ именно почувствовал, а не установил по приборам, что с двигателем возникнут проблемы. Но в этом нет ничего странного. Он «двоечник» с солидным стажем, налетал на Ан-2 более 10 тысяч часов. Возможно, его профессиональное чутье и спасло от более тяжких последствий. Во всяком случае, если бы Ан-2 совершил аварийную посадку в глухой тернейской тайге, спасательная операция никак не заняла бы всего полтора часа, и была бы менее успешной для пострадавших.
На борту «Аннушки» в ее последнем полете был высший менеджмент Дальневосточной генерирующей компании (ОАО «ДГК»). Это я узнала от своего конфиденциального источника Александра Ивановича в понедельник 1 июля. КВС ДОРОХОВ только невольно подтвердил эту информацию, когда я спросила его о количестве пассажиров.
- Пассажиров в списке было пятеро, - сказал Александр Иванович, - Это была группа туристов, они отправлялись на рыбалку. Все их фамилии я не помню, но старшим в этой группе был указан Богдановский, заместитель генерального директора по сбыту ОАО «Дальневосточная Генерирующая компания.
- Они собирались сплавляться по горной реке, – рассказал пилот ДОРОХОВ. - А через три дня, в воскресенье, вылететь назад, в Хабаровск. Самолет должен был их ждать на стоянке. На Самарге еще в советские времена были небольшие аэропорты, куда летали Ан-2, а потом эти авиалинии закрыли, а посадочные площадки остались. И вот мы туда периодически выполняли полеты.За комментариями по этому поводу такого туризма я обратилась в понедельник 1 июля к заведующему кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Хабаровской академии физкультуры и спорта Александру НИКУЛИНУ.- Такой вид туризма, как рыбалка на горных речках, могут позволить себе состоятельные люди, - отметил Александр НИКУЛИН. - Сегодня обслуживание одного такого клиента обходится примерно от 130 до 200 долларов в сутки. Если не считать транспортные расходы. Почему так много получается? В эту сумму включается и питание, и экипировка, оплата работы гидов-проводников. Кроме того, нужно зарабатывать и компаниям, которые туда летят.Поинтересовалась: а нельзя ли сэкономить, отказавшись от услуг проводников-гидов и прочего турсервиса?- Вообще-то организацией таких поездок в любом случае должны заниматься туроператоры внутреннего туризма, - сказал Александр Ефимович. – Ведь при организации таких туров существует определенная схема: это и получение лицензии на вылов того же тайменя, симы, гольца – потому что это - побережье Татарского пролива, где водятся несколько иные виды, нежели в Амуре. Не может быть, что эти туристы полетели туда самостоятельно. Поскольку, повторюсь, должны быть разрешения на проведение там таких мероприятий, как рыбалка, сплав. В какую сумму туристам обходится час полета на Ан-2?- На Самаргу туристы обычно летают на вертолетах, – пояснил НИКУЛИН. - Хотя там есть посадочная площадка в поселке Агзу, но вертолетом удобней. Он может сесть на косу, выгрузить там лодки и прочее. Однако проблема в том, что вертолетом сегодня очень дорогие: порядка 90 тысяч рублей в час. Более того, обычно вертолет, высадив туристов, улетает обратно пустой, а потом пустой опять возвращается, чтобы забрать туристов. Поэтому они фактически должны оплачивать пролет в двойном размере. Дважды туда, и дважды обратно. Мы более 20 лет занимаемся таким экотуризмом, но он очень страдает от того, что на многие горные речки можно добраться только вертолетом, который сегодня получается очень дорого. Сколько стоит полет на Ан-2 - не знаю, потому что обычно мы заказывали вертолеты. Но самолет в любом случае дешевле вертолета.ДОСААФ, похоже, нашло себя нишу, где оказывает коммерческие услуги. Однако насколько законна уже эта деятельность – тоже большой вопрос. - Использование самолетов ДОСААФ для коммерческих целей возможно только в том случае, если общество получит сертификат эксплуатанта гражданской авиации и лицензию на осуществление перевозок на общих условиях, - пояснил мне в понедельник 1 июля начальник отдела надзора за деятельностью в гражданской авиации Управления Ространснадзора по ДФО Сергей ТИХОНОВ. - В любом другом случае такая деятельность является нарушением существующего законодательства. Насколько мне известно, у ДОСААФ пока нет ни такого сертификата, ни тем более лицензии, которую можно получить только при наличии упомянутого сертификата. Проблема еще и в том, что, как отметил Сергей ТИХОНОВ, самолеты ДОСААФ находятся в оперативном управлении Минобороны. То есть Ространснадзору они не поднадзорны. Кроме того, по словам Сергея Николаевича, сегодня в гражданской авиации Дальнего Востока Ан-2 уже нигде не используют. Более того, авиационный бензин, на котором раньше работали двигатели Ан-2, в России уже давно не производят. Какое горючее заливают в бак «Аннушкам»? - Ан-2 прошел ремоторизацию, и работал не на авиационном, а на автомобильном топливе марки АИ-95, - пояснил нам КВС Александр ДОРОХОВ. - Летом предел такого топлива - плюс 28 градусов, иначе начинается перегрев движка. Получается, открытым остается и самый главный вопрос: насколько сегодня безопасны подобные воздушные туры за адреналином и запахом тайги?Ирина ХАРИТОНОВА, г. Хабаровск. На фото Юрия СИЗОВА: Пострадавший член экипажа