Григорий Гладков: Там, где хорошие стихи и музыка, рождается шедевр
– Григорий Васильевич, недавно вам исполнилось 65 лет. С каким настроем отмечали юбилей?
– Я счастлив, что со мной сняли программу «Линия жизни» на канале «Культура». Это самый лучший подарок. Я там сказал: «Не нужно праздновать свои юбилеи. Это нескромно, это гордыня. В том, что ты родился, твоей заслуги нет, а только Бога и родителей. Зато нужно праздновать юбилеи своих произведений, что я и делаю».
– И вы праздновали юбилей «Пластилиновой вороны» в кафе?
– Был концерт. Но я ж не завесил всю Москву огромными афишами, а ведь мог бы, у меня есть богатые друзья. Но мне это противно. А то некоторые артисты, хотя хитов у них нет, на афишах годы свои пишут и каждые пять лет Москву завешивают. А за тебя как раз должны произведения говорить. Как наша «Пластилиновая ворона».
Мы собрались на мой юбилей, валяли дурака в кафе. А так я летом никогда и не отмечал: в детстве – каникулы, все поразъехались, да и сейчас никого нет. Может, концертом отмечу осенью.
– Вы даже свою шляпу подарили участнику концерта. Сколько их у вас?
– Я отрицательно отношусь к коллекционированию. Это один из видов сумасшествия. Сидит, к примеру, папа-собиратель в однокомнатной квартирке, все завешано самолетиками, их 5тысяч уже. А дочка ютится на краешке стола с уроками, Но он и дальше всю квартирку завешивает. Жена, конечно, счастлива за мужа, что он хотя бы не пьет… Другая женщина бегемотиков собирает. У нее и муж в виде бегемота. Это нормально, что ли? Поэтому у меня не много шляп – 3-5 штук. Я схватил первую попавшуюся и подарил. А мне презентовали белую фетровую. Шляпа делает лицо русского мужчины романтичным. У нас история XX века способствовала вырождению мужчин – их лишили инициативы в деревне, они спились. Потом одна война, другая, раскулачивание. Все падало на мужчин. И лица у них теперь соответствующие – перекореженные, деформированные. Но до той поры, пока на них не наденешь шляпу. Как только надеваешь, сразу становится мачо!
– Правда, что ваши родители до сих пор живы?
– Им по 90 лет. И недавно они отпраздновали 65 лет совместной жизни. Они живут в Хабаровске. Так получилось, что все три брата мамы после Великой Отечественной оказались на Дальнем Востоке. И если бы мама в свое время не уехала к ним, она бы умерла. Потому что ее матери не было в живых, а отец пришел с войны раненый и контуженый.
– Вы работаете ради детей. Как, на ваш взгляд, нужно писать для них, современных ?
– Максим Горький сказал: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше!». А Михаил Зощенко сказал, что писать для взрослых надо так же, как для малышей, только хуже. Я открою страшный секрет: люди типа меня, которые пишут детские стихи, песни и снимают фильмы, вообще о ребенке не думают! Они делают это для себя – это такое дуракаваляние, чтобы в себе малыша оставить. Такой метод в искусстве – «как ребенок».
– Какие вам нравятся мультфильмы?
– Сейчас наша мультипликация на подъеме. У нас есть прекрасные мультсериалы, которые продаются за рубежом. Взять ту же «Машу и Медведя», «Лунтика», «Смешариков», мультики про богатырей. Воронежская студия снимает «Снежную королеву». Сначала я думал, что они берут какую-то зарубежную кальку, а потом познакомился с ними и узнал, что они все делают сами. Просто фантастика!
– В свое время вам помог Эдуард Успенский, вытащив вас в Москву. А вы помогаете молодым талантам?
– Считаю это своим долгом. Обязательно нужно содействовать молодежи. Ведь самое сложное – первые шаги. Первый совет очень важен, ведь люди не знают, куда идти, кому показываться. В силу профессии мне часто приходится сидеть в жюри. И когда вижу таланты, стараюсь протянуть руку помощи.
– Как считаете, на чем вообще Россия держится?
– На сподвижниках. Бывают педагоги-просветители, а бывают просто такие женщины. В квартирах-то у нас у каждого хорошо, а вот в подъезде – не всегда. Но как только в моем доме исчез последний алкоголик, женщины-сподвижницы тут же занялись украшением подъезда – вынесли цветы из квартир в плошках, картины повесили, стены разрисовывать стали… И наш подъезд теперь напоминает мне интерьер детского сада «Ромашка», куда я водил детей. Теперь они облагораживают двор, сажают там цветы. Скоро будет у нас как в Голландии – и дома хорошо, и вокруг.
– А вы могли бы бескорыстно написать музыку для талантливого молодого мультипликатора?
– Конечно, и такое не раз было. В Харькове открылось арт-кафе «Пластилиновая ворона», и все начали мне намекать на авторские права. Да какие там права?! Мы счастливы, что мультфильм живет до сих пор, что о нем помнят! Есть, конечно, злостные пираты, которые тайно зарабатывают на нас. С такими жуликами, уверен, надо бороться. А молодым надо помогать! Откуда у них деньги?
– Что считаете своим главным достижением?
– Если брать творчество, я когда-то мечтал, чтобы выпустить пластинку. Она у меня вышла, потом кассеты, потом диски. Потом мечтал сочинить музыку к спектаклю. Получилось. Потом – к фильму, к мультфильму. Все это было. Но сейчас есть достижение XXI века – у меня своя интернет-радиостанция, которая называется «Григорий Гладков, 101». Мне ее подарили друзья. Когда я был за рубежом, мне иностранец показывал приемник, который скачивает интернет-радиостанции. Набираешь: Beatles, и там тысячи песен в стерео. Я ему говорю: «У меня тоже есть станция». Он – мне: «Проверим». И вдруг среди Beatles, Pink Floyd вылез «Григорий Гладков, 101». И он был в шоке. Или когда позвали написать музыку к дог-шоу «Я и моя собака», которую вел Михаил Ширвиндт, мне сказали: «Мы вас пригласили не только потому, что вы любите собак, а потому, что вы не замешаны в попсе».
– А что в личной жизни?
– Считаю своей мужской смелостью то, что присутствовал при рождении своих детей – дочери и сына. Главное – получилось. Я не был на гастролях и с первой секунды присутствовал в жизни своих детей.
– Как вы относитесь к поп-музыке?
– Очень интересный жанр. Я думаю: «Почему люди с пренебрежением к нему относятся?» И полагаю, что из-за текстов песен. Потому что музыкальная часть и аранжировки – суперинтересные. Но для русского человека и нашей культуры очень важно слово, смысл. Если плохой текст, то над ним начинают смеяться: «И волны бьются о борт корабля…», «Что ж ты, милая, смотришь искоса?». Любой прокол сразу замечается. А там, где хорошие стихи и музыка, рождается шедевр.
Подготовила Мария КОПЫТИНА