Тятенькина икона. Полученная прадедом святыня через годы спасла жизни его потомкам

«Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу рассказать об иконе, которая хранится в нашей семье. Ей больше ста лет. Это икона Святого Георгия Победоносца. Дочери моего прадеда Василия Андреевича Ботова называли ее «Тятенькиной иконой», она всегда висела отдельно от иконостаса. Есть еще сундук бабушкин, с которым

она замуж выходила, есть чемодан фанерный, с которым мой прадед пришел с первой мировой войны, есть бокалы производства поставщика двора Его императорского величества Кузнецова. Прабабушка очень любила красивую посуду, и кое-что сохранилось. Но главная реликвия – она, икона», — так начинает свое письмо Анна Фоминична Карачёва из Копейска. И вот я стою на тихой копейской улочке и беседую с автором письма.

Анна Фоминична родилась и выросла в Копейске. А жизнь посвятила профессии врача. Трудовой путь начинала в родном городе, с 1987 года ушла в клиническую ординатуру и осталась работать в Челябинске, в больнице скорой помощи, ныне ОКБ-3. Там, в неврологическом отделении, проработала почти 35 лет. Вырастила двоих дочерей.

— В моей семье не уважают иванов, не помнящих родства. Мы храним память о своих предках. Я в 1957 году родилась, была маленькой, когда ушли из жизни мои прадед и прабабушка. Но сохранились их вещи, фотографии и наши семейные предания. Так, по рассказам моих бабушки и мамы, прадед Василий Андреевич Ботов родился в 1878 году, в деревне Кузнецово Щучанского района. Говорят, был добрым, честным, трудолюбивым. В деревне у всех были прозвища, было оно и у Василия — Служивый. Прабабушка тоже родом из Кузнецово. Она была немного старше мужа. Как они познакомились, я не знаю, не сохранились у нас эти сведения. Но есть одна семейная легенда. В 1903 году моему прадеду и его другу гадала цыганка. Она сказала, что прадед скоро пойдет казенный хлеб есть, а друг окривеет. Так и случилось. Во время молотьбы другу в глаз попала соринка, и он окривел. А прадед пошел воевать на русско-японскую войну. Наиболее отличившимся в боях воинам царь Николай II вручал Георгиевские кресты и иконы Святого Георгия Победоносца. Среди награжденных был и мой прадед. Георгиевский крест у нас, увы, не сохранился, но осталась фотография прадеда и прабабушки. Он на снимке в военном мундире, с тем самым «солдатским Георгием» на груди, — рассказывает собеседница.

Так икона с изображением почитаемого в народе святого, пронзающего змея копьем, оказалась на стене в простой деревенской избе. И что удивительно, с этого момента Святой Георгий словно взял семью под свое незримое покровительство.

— Когда началась первая мировая война, прадеда снова призвали на службу. В ноябре 1914 года он был тяжело ранен в правое плечо. Прабабушка Акулина Петровна, оставив хозяйство на родственников и соседей, три дня молилась о здравии своего мужа. И он выжил, вернулся домой.

После ранения Василия признали негодным к воинской службе, демобилизовали. Но долго заниматься мирным трудом не пришлось. Грянула революция, потом гражданская война. Когда Василий увидел, что офицеры подняли оружие против простых солдат, и рекой полилась людская кровь, стал сочувствовать большевикам. Но он не хотел, чтобы шла братоубийственная война. Поэтому, когда деревню заняли белые войска и начали забирать рекрутов, стал прятать у себя тех, кто не желал брать в руки оружие. Удивительно, но дом Ботовых белогвардейцы словно не заметили. И шальная пуля в окошко не залетела. Может, снова Победоносец помог?

— Прадед сочувствовал большевикам. Когда в деревню пришли белые, он прятал парней под амбаром от мобилизации в Белую армию. А своего зятя не уберег. К сожалению, сват не дал спрятать своего сына, и Мишу мобилизовали. Он пропал без вести на гражданской войне. Его жена Анфия, старшая дочь моего прадеда, стала вдовой в 19 лет, — рассказывает Анна Фоминична.

Беды в то смутное время не заканчивались. Были и продразверстка, и неурожайные годы. В 1920-21 году в стране разразился жесточайший голод.

—Прадеду было нечем засевать десятину. Но тут его словно кто надоумил — они с прабабушкой решили посеять вместо хлеба мак. Он уродился на славу, набили целое ведро макового масла! На нем и выжили, — говорит собеседница.

В это же время в стране не прекращались гонения на церковь. Икону святого покровителя пришлось со стены в горнице снять.

— Как удалось сохранить икону в те годы, я не знаю, бабушка не рассказывала. Может, на чердаке, может, в погребе прятали. В то время, по словам стариков, на иконах капусту рубили. Тогда ведь все выметали из деревенских изб. Но вот в нашей семье она каким-то чудом сохранилась. А прадедушкины награды — Георгиевский крест и медаль спрятали так, что мы до сих пор не найдем.

Василий и Акулина были крепкими хозяевами. Когда до деревни докатилась коллективизация, от раскулачивания и высылки их спасло то, что, по решению Челябинского волостного комитета ВКП(б) они воспитывали Нину — дочь видного большевика Егорова Александра Ивановича. Отца девочки расстреляли белогвардейцы, а его жена Анна, мать Нины, умерла от тифа.

— Моя прабабушка была единственной близкой родственницей их дочери Нины, осиротевшей в 1919 году, и девочку передали ей. Мои прабабушка и прадед растили ее, как родную дочь. У них самих были две старшие дочери, которые во всем помогали родителям и приемной сестре. К тому же, семья согласилась вступить в колхоз.

А вот другому моему прадеду — Василию Ивановичу Никифорову не повезло, он попал под молох. Все говорили: кулаки-мироеды… А у них на пятерых братьев была одна молотилка. Им приписали, что у каждого по молотилке, и их всех выслали. Прадед Василий Иванович погиб на свинцовых рудниках в Читинской области, на прииске Балей. Слава богу, что дети выжили, — продолжает рассказ собеседница.

 

Когда супругам Ботовым было уже по 60 с лишним лет, началась Великая Отечественная война.

— Прадеда назначили бригадиром, сказав, что это ненадолго, мол, война закончится через три месяца. Когда дома остались только родные, прадед тихо сказал: «Знаю этого германца, дай Бог если за три года с ним справимся».

И пошли тяжёлые трудовые будни: работа от зари до зари в колхозе, в своем хозяйстве. Люди голодали, колхозницы пахали на коровах.

— Рано утром во дворе у прадеда собирались женщины, старики, подростки, все шумели. Выходила прабабушка, просила высказываться по одному. Прадед распределял работу, а потом шел лечить заболевшую скотину, помогать женщинам, когда требовалась срочная помощь. Своим внукам Виталию (до призыва его в армию) и Марии никаких поблажек не давал, дети работали в колхозе, как все.

В те годы Тятенькина икона снова заняла свое место на стене в горнице.

— Когда на войну уходили два зятя и внук — это муж Нины, мой дед Аркадий Васильевич и его сын Виталий, мой дядя, — прабабушка всем им дала молитву Святому Георгию, и потом каждый вечер перед сном горячо молилась перед иконой. И они все вернулись домой живые! С наградами, раненые, но живые. Виталий вообще уцелел в Сталинградской мясорубке. Он был минометчиком, и выжил! И потом всю жизнь называл себя «трехпроцентником» — говорил, что из тех, кто там сражался, выживших было только три процента, — рассказывает Анна Фоминична.

После войны Василий и Акулина Ботовы жили в родной деревне Кузнецово, и, как и в молодые годы, вели хозяйство, трудились не покладая рук. Прадед Анны Фоминичны умер в 1959 году, а прабабушка — в 1962 году.

После их смерти Тятенькина икона перешла к дочерям, внукам, а теперь хранится у правнучки — Анны Фоминичны.

— К сожалению, в начале 2000-х годов икона пострадала. Пока мамина тетя отъезжала по делам, в ее доме жили квартиранты. И они соскоблили с иконы позолоту и содрали золотую фольгу. Через несколько лет рассохлась рама. И мы отдали икону на реставрацию в храм Василия Великого в Челябинске. Там ее восстановили, правда, сусального золота на ней теперь нет. В храме сказали, что исторической ценности икона не представляет, это металлотипия, но нам она дорога, прежде всего, как память о наших родных, — завершила свой рассказ Анна Фоминична.

Записала Татьяна СТЕФАНИВ,

г. Копейск



подпишитесь на нас в Дзен