Из любви к России датский профессор уехал от семьи и два месяца жил в лодке

Профессор из Дании на маленькой деревянной лодке преодолел по воде две тысячи километров, чтобы добраться до нашего города маршрутом древних викингов. Два месяца мужчина в одиночку шёл на вёслах из Санкт-Петербурга до Астрахани. В пути Томас Франк законопослушно не развёл на берегу реки ни одного костра.

Друзья предупредили его о штрафах за нарушение пожарной безопасности в случае разведения огня в прибрежных районах водоёмов. Датчанин обходился портативным кипятильником, вечерами на стоянке заваривал сухие концентраты, днём подкреплялся энергетическими батончиками, учил в пути русский язык и любовался речными красотами России. За восьминедельный сплав Томас потерял несколько килограммов своего веса, телефон и утопил под Волгоградом видеокамеру с отснятым материалом. В Астрахань 24 сентября путешественник прибыл налегке. Его приезд совпал с резким похолоданием, обложным дождём и ненастной погодой. Но это не испортило настроения мореплавателю. Он бодро причалил к понтону Центра морской и физической подготовки ЦСКА.
- Когда я дошел по Волге до Астрахани и увидел в бухте парусную лодку под названием «Викинг», я осознал, что моё путешествие закончилось – я жив-здоров и достиг своей цели, - вспоминал после Томас.
Не выходя из лодки, датчанин познакомился с астраханским капитаном катера ЦСКА Дмитрием Коноплёвым. Босиком, в гидрокостюме, очень измотанный речным походом Томас предстал перед астраханским коллегой. Вместе они вытащили необычную пятиметровую деревянную лодку на берег и отправились устраиваться в гостиницу.
Томас оказался профессором, моряком, членом Королевского географического общества Дании и любителем истории, имеющим крепкий характер.
- Томас своим путешествием хотел доказать, что, возможно, викинги странствовали не на больших ладьях, которые им приписывают историки, а вот на таких маневренных лёгких лодках, удобных для прохождении мелких рек и протоков, - перевёл слова датского моряка его астраханский коллега. – Его идея в том, что эта лодка – родоначальница большого корабля драккара. Когда древние викинги на ней вышли в море, то усовершенствовали её: поставили руль, парус и нарастили борты – и можно в море без проблем!
По словам исследователя, последние научные открытия утверждают, что в останках древних викингов обнаруживают геном, на 75 процентов состоящий из славянских генов. Что подтверждает гипотезу родства древних покорителей новых земель.
- В Дании не пьют кофе после восьми часов вечера, - весело констатирует Томас, но за нашим вечерним разговором в тёплой компании русского капитана датский путешественник пьёт свежесваренный американо. И рассказывает, что спалось ему в астраханской гостинице превосходно, потому что предыдущие пятьдесят ночей Томас Франк ночевал в незнакомых местах в палатке и спал вполглаза. Да и как тут крепко заснёшь, если ты на берегу незнакомой русской речки, в мокрой одежде, без костра и в полном одиночестве?
И всё же о своём восьминедельном сплаве с севера на юг по рекам России гость из Дании рассказывает исключительно с улыбкой. И становится понятно, что позитивный настрой – это необходимое слагаемое для успешного и благополучного речного перехода.

Необычное плавсредство, напоминающее каноэ, называется ботник. Больше года назад в январе 2020 года Томас с помощью русских друзей отыскал потомственного умельца Михаила Напылова в нижегородской деревне Аристово. И тот воссоздал точную копию осиновой долблёной древней лодки, на которой наши предки осваивали территорию, странствуя по рекам. Те же технологии, согласно историческим источникам, использовали и в Скандинавии. Томас очень переживает, что ремесло изготовление ботников может оказаться утраченным, ведь мастер Михаил немолод. Он унаследовал секреты строительства этих лодок от своего отца и деда.
- Этой осине 150 лет, из неё вынули сердцевину и оставили только наружный слой, - увлечённо объясняет исследователь. – Затем лодку нагревают на костре и устанавливают распорки, чтобы придать форму. А ещё покрывают сверху пятью слоями берёзового дегтя, который защищает ботник от воды.
По словам путешественника, благодаря особо устойчивой форме днища, лодке не страшны даже высокие морские волны ни Каспия, ни Черного моря. Из всех благ цивилизации моряк позволил себе только пластмассовое кресло с невысокой спинкой, похожее на скромный офисный стул без ножек.
Не боясь испачкаться, исследователь демонстрирует корму ботника, густо смазанную свежим дёгтем, а затем бережно укутывает её брезентовым чехлом.
- Россия может гордиться уникальными традициями русского кораблестроения, которым не одна тысяча лет, - уверен датский исследователь.

В Дании Томаса ждёт жена Тина и четыре дочери. Детьми и домом занимается супруга, это её главная обязанность. Младшая дочь ещё школьница, а старшая уже закончила университет. Из любви к России и русской истории Томас назвал её Ольга.
- Именно так, не Хельга, а Ольга – это имя более нежное, княжеское, необычное для Дании, - подчеркнул Томас.
На вопрос, гордится ли семья его смелыми странствиями, Томас улыбнулся. Мол, мои считают это прихотью, но конечно, волнуются за меня и скучают.
- Моя задача, как и любого мужчины, обеспечивать семью, тем более, что в Дании платное высшее образование и все спортивные секции для детей, - отметил собеседник.
Компактное королевство Дания размером чуть меньше Московской области с трех сторон окружено Северным морем. Поэтому моряк здесь распространённая профессия. И семья Томаса не исключение.
- У нас в роду есть моряки, например, мой брат ходит капитаном по Атлантике, ему даже довелось побывать в плену у сомалийских пиратов, после освобождения супруга сказала: «Больше никаких экзотических стран, работай ближе к дому!», - рассказывает путешественник.
Его отец бывал в России, и не где-нибудь в центральной её части, а на Камчатке. Возможно, это с детства пробудило у будущего путешественника любопытство к нашей стране.
С 12 лет Томас занимался яхтенным спортом. И так же, как астраханские ребята, тренировался на одноместной лодке «Оптимист». Кстати, будучи в Спортивном центре ЦСКА Томас общался с тренерами, юными яхтсменами и спортсменами из секции морского многоборья. Показал ребятам свою лодку и рассказал о путешествии.
Как сообщил профессор из Дании, идею речного похода он вынашивал с юности. Первое самостоятельное морское плавание датчанин совершил в возрасте 15 лет. Впервые он побывал в Москве в 1985 году, будучи студентом. Со смехом вспоминает, как их интернациональная компания решила выпить рюмочку за встречу. Напомним, что в мае 85-го в СССР вышел указ «Об усилении борьбы с пьянством», так называемый «сухой закон Горбачёва». Купить, а тем более распить алкоголь было проблематично. Ни на улице, ни на набережной молодёжи сделать это не удавалось. В итоге укрылись в подъезде старинного дома и всем досталось по глотку.

Во время приезда в Астрахань Томас потерял свою вязаную шапку. Поиски в номере отеля и камере хранения оказались напрасны. Эта шапочка была дорога путешественнику: связанная руками жены, она согревала его в походе.
- Тина свяжет мне новую, зато, по русской примете, я точно вернусь сюда, - решил Томас.
Нынешняя, пятая по счёту, встреча с Россией оказалась нелёгким испытанием для Томаса. Но путешественник уже строит новые планы по продолжению на сей раз уже морских походов по Каспию. Датчанин намерен снова приехать в Астрахань в апреле и дойти по Каспийскому морю до Азебайджана, а оттуда в Иран.
В настоящее время Томас готовится к возвращению в Данию. Лодку, в которой датчанин отмахал две тысячи километров по рекам нашей родины, упакуют и доставят в Данию. Она займёт своё место в национальном музее при университете города-порта Орхус, где работает наш герой.
– Это моя пятая лодка. Ещё есть парусники. Моя жена шутит, что кто-то коллекционирует карандаши, а я - лодки.
Екатерина КОБЗЕВА, г. Астрахань



подпишитесь на нас в Дзен