В Ярославской области жители Тутаева жалуются на загрязнение атмосферы

Природоохранные, правоохранительные и прочие властные структуры уже 10 лет не могут разобраться и решить проблему

Просто совпадение?

Город Тутаев в Ярославской области (до революции – Романов-Борисоглебск, его переименовали в 1918-м в честь погибшего рядового красноармейца) в 1970-х пережил невероятный рост. Его объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой – возводили мощный Тутаевский моторный завод. С тех пор город стал промышленным, здесь продолжает действовать ТМЗ, создан крупный промышленный парк «Мастер», работает множество частных производств – машиностроительных, химических и других.

Одно из компактных предприятий – литейный завод «Феникс», в сотрудничестве с учеными овладевший уникальными нанотехнологиями, позволяющими получать чугун со свойствами стали. Такой материал позволяет повышать мощность и надежность двигателей, снижая их вес; увеличивать прочность ходовой части транспортных средств; улучшать  характеристики изделий для различных отраслей. Особенно актуальным это стало в условиях, когда нужно замещать зарубежные поставки и обеспечивать нужды СВО. К примеру, сейчас тутаевское литейное предприятие осваивает создание поршневых двигателей для отечественных БПЛА и серийное производство импортозамещающих пресс-форм для вафельных печей кондитерских предприятий.

Так или иначе, именно этот завод еще 10 лет назад (надо же, как совпало с событиями
на Украине и началом введения западных санкций против России!)  стал объектом для упреков в сильном запахе, мешающем жителям Тутаева. С тех пор  история и продолжается, причем характер многолетних разбирательств хорошо описывается фразой «толочь воду в ступе».

Вопреки закону

Мы поинтересовались у руководителя завода Рашида Галимова, почему именно это предприятие так долго подозревается в загрязнении его родного города. Ведь даже в городской промзоне завод занимает едва ли сотую часть территории

- Конечно, странно, когда «простые жители» жалуются не просто на неприятные запахи в городе, а на конкретный завод, расположенный в промышленной зоне рядом с десятками других предприятий. Да еще оперируют терминами и цифрами,  которые обычным людям вряд ли знакомы и понятны. И делают это с завидным постоянством на протяжении многих лет. Не меньше удивляет, когда проверки назначаются по публикациям «в СМИ», а на деле оказывается, что это по сути анонимные и ничем не подтвержденные высказывания в соцсетях.

Действительно, поскольку Федеральным законом №294 установлено, что «Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля», а также «обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах», «не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки». Вдобавок обращения и заявления должны быть «направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации». То есть, с анонимками работать вроде бы незаконно.

Заинтересовавшись претензиями к «Фениксу», мы побывали на этом заводе.

– Литейное производство – это высокая температура, металл и форма, в которой его отливают, - показывал нам «литейку» Рашид Галимов. - А форма – это песок и клей, который его скрепляет. Современное литейное производство формальдегидные смолы в клее использует в ничтожных количествах, но они и служат поводом для претензий, которые к нам предъявляются.

Лыко-мочало – начинай сначала

Раз за разом по итогам проверок «гора рождает мышь».

Январь 2015 года.

Старший помощник ярославского межрайонного природоохранного прокурора Алексей Лебедев:

«Результаты лабораторного исследования проб воздуха… показали, что предприятие не превышает установленные для него нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Ноябрь 2022 года.

И.о. директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Ольга Стукалова:

«…контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.

Вместе с тем, ни в самом предписании, ни в акте проверки не содержится сведений (обоснования) наличия в действиях проверяемого субъекта такой угрозы».

И так – проверка за проверкой, год за годом. Сейчас – очередные разбирательства. Правда, замеры воздуха поводов для претензий не дали. Зато на металлургическом предприятии нашли… ржавчину, а на его идущей стройке – строительный мусор. Вот уж удивительно, правда? Хоть и не понятно, при чем тут состояние атмосферы.

Время идет, люди в погонах и без них привычно оформляют акты и прочие документы, получают зарплату, растут в званиях и должностях. Горожане тем временем «дышат вонью», а под у них носом периодически вновь и вновь словно бы машут старой «красной тряпкой», фокусируя на ней внимание. А ведь можно, наверное, было за 10 лет провести комплексное исследование состояния атмосферы Тутаева, выявить все источники загрязнений, проанализировать эти данные  и принять нужные решения.

Этого требует и законодательство.

В чем выход?

Статья 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гласит, что «Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека».

И уточняет, что «Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами».

То есть для начала нужно установить, насколько безопасен атмосферный воздух в Тутаеве для его жителей. Если он безвреден, а ПДК в жилой зоне не превышены, то горожан можно успокоить. Если же опасен – станет понятно, из-за каких именно веществ, после чего можно будет искать все возможные источники их выбросов.

В Тутаеве, похоже, все делают наоборот, год за годом проводя проверки в одном и том же локальном месте. Пора бы чиновникам и правоохранителям вспомнить фразу, приписываемую Альберту Эйнштейну: «Самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат».⁠⁠