Незнакомые люди вмешались в обряд прощания с усопшей. И в маленькой деревеньке стали готовиться с еще одним похоронам
Похороны матери 42-летнего Никиты Каданова прошли тихо и болезненно быстро. Присутствовали всего трое: он, его жена 39-летняя Екатерина и парнишка, подрабатывавший на кладбище – он и зарывал могилу.
У почившей были родственники и знакомые, помимо сына. Но обряд прощания проходил в четверг, 1 июня 2023 года – в будний день, так что приехать в деревню никто не смог. Кое-кто из них, извинившись, клятвенно заверил, что приедет на выходные, кто-то называл неопределенные сроки.
– На могиле был только один венок от нас с Катюшей. Он так смотрелся сиротливо, аж сердце разрывалось. Долго на кладбище я находиться не мог, скорее хотелось куда-нибудь уйти. Жена видела мое состояние и по телефону пригласила домой моего близкого друга. К тому моменту, как мы вернулись пешком, он уже ждал нас на крылечке, – давал показания Никита.
Вася Петелькин был на несколько лет моложе Каданова, но в сельской местности, где детей не так много, на разницу в возрасте особо не смотрят – было бы с кем играть. Так что ребята крепко дружили еще с младших классов Никиты.
Потерявшему родню мужчине было тесно в доме. Он попросил собрать поминальный стол во дворе. Втроем не чокаясь друзья выпили по паре рюмок. Больше, по словам Никиты, просто не лезло. Салаты и просто нарезанные свежие овощи так и остались лежать на тарелках.
Присутствующие за столом были слишком близки друг другу, чтобы торжественно выражать соболезнования – все всё понимали без слов. То отмалчивались, то пытались заводить разговоры о хозяйстве: где что починить надо, как подготовиться к урожаю. Но любые темы быстро затухали.
– Я понял, что так дело не пойдет и взял инициативу в свои руки, – давал показания Василий. – Недалеко от никитиного дома есть озеро. Там пешком ходьбы минут пятнадцать-двадцать от силы. Вот я и предложил взять удочки, мангал, немного мяса. Не столько, чтобы есть, сколько чтоб друга делом занять. Ну и посидеть там до темна.
В сторону водоема, после сборов, выдвинулись примерно в 19:15. Из жидкостей с собой были розжиг, уксус для мяса и чекушка водки. Последнюю компания так и не распаковала, так что пьяными не были.
Бережок выбирали придирчиво. В основном небольшое озерцо было непроходимым из-за густой зелени. Но наконец им попалась аккуратная полянка без лишней растительности – удобная и безопасная для организации костра.
Екатерина расстелила плед, стала мариновать мясо по фирменному эксперсс-рецепту. Никита на мгновение отвлекшись от скорбного оцепенения, начал разводить огонь – для настроения и раздувать угли в мангале – для готовки. Вася прихватил с собой удочки и спустился по колено в воду, чтобы их расставить.
Через полтора часа компания сидела на пледе, уминая приготовленное на свежем воздухе мясо. Каданов ожил, даже принялся рассказывать о семейных курьезах из раннего детства. Катя и Василий охотно поддерживали эти темы.
Примерно в 20:30 уединение друзей прервал громкий женский окрик:
- Эй, вы! Что вы тут делаете?
- А вам какое дело?
- Это моя земля! Я сейчас полицию вызову.
В это момент Вася отходил к воде проверить удочки, так что незваную гостью увидел позже семейной пары. Катя и Никита поднялись с пледа, чтобы получше рассмотреть приближавшуюся женщину.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ НИНЫ МАХОВОЙ:
«Эта полянка находится недалеко от нашего дома. Мы там всегда косим сено, держим ее в порядке. Когда я увидела, что по ней ходят незнакомые, жгут что-то, топчут траву, я пошла их попросить куда-нибудь перейти. Но они начали возмущаться, нецензурно выражались. Я чувствовала, что от них исходил запах алкоголя».
Кадановы во время следствия не отрицали, что поссорились с 58-летней Ниной Маховой. Но добавляли, что и женщина за словом в карман не лезла – ругалась на Никиту так, что он опешил и выдавил:
– Ладно, уйдем мы. Но сначала покажите документы на землю.
Махова не нашла, что ответить и громко позвала мужа. Николай Махов в это время вернулся со смены на работе и вышел в огород, чтобы закрыть часть парников. Он отлично услышал крики жены и поспешил к ней на выручку.
Николай был очень возмущен и не стал вдаваться в подробности конфликта. Только требовал, чтобы компания немедленно убиралась. В таком же взвинченном состоянии был и Никита, плюс стресс от горя добавлял злости.
Обе женщины, Нина и Катя поняли, что может случиться потасовка. Махова притихла и отошла в сторону, муже не подначивала, гостей больше не гнала.
Екатерина быстро протиснулась между спорящими мужчинами и схватила супруга за рукав ветровки. Она стояла к нему лицом, отвернувшись от Николая.
А дальше действие разворачивалось стремительно. Махов обхватил рукой предплечье Кати и стал оттягивать в сторону, чтобы не попала под раздачу. В это время параллельно Каданов начал говорить, что, так и быть, уйдет с территории. Но когда он заметил, что его женщину, как ему показалось, грубо толкают, на секунду замолчал. А после вырвал жену из рук Николая и с силой ударил его кулаком в область носа.
– Я все еще стояла спиной ко всем, только видела лицо Никиты. Он не испугался, даже не понял, что случилось. А за спиной я услышала женский крик. Когда обернулась, пожилой мужчина, который на нас ругался, лежал спиной на земле. А голова его попала на кусок бетонной плиты. Плиты были выложены от главной дорожки до поляны, поэтому мы и заприметили это место, - рассказывала на следствии Екатерина.
Никита не протягивал руку, чтобы помочь Николаю встать. Он не поинтересовался у его жены, все ли в порядке с потерпевшим. Каданов просто развернулся, окликнул Васю и громко объявил: «Собирайтесь, мы уходим». После чего компания действительно покинула место отдыха. По заверениям Никиты, они даже костер погасили и забрали с собой мусор.
– Вот я ударил его, и вся злость прошла. Решил, что скандалить больше не хочу. С места преступления не сбегал – мы с вещами шли до дома по обочине, никуда не спешили, ни от кого не прятались. Я даже представить себе не мог, что Махов умрет. А потом уже и забыл про этот случай. Но как только к нам приехала полиция, тут же стал сотрудничать, - вспоминал на суде Никита.
Николай Махов спустя месяц скончался в областной больнице, куда его экстренно госпитализировали. Жена погибшего сказала, что он был без сознания какое-то время. Все это время Нина пыталась привести пожилого мужчину в чувства, но когда у того начались судороги, позвонила сыну и попросила вызвать службы. Спустя несколько минут Николай пришел в себя и с помощью супруги смог дойти до дома. Оттуда его забрала скорая.
При исследовании трупа обнаружился перелом затылочной кости, многочисленные кровоизлияния под твердую мозговую оболочку, осложнившихся отеком, а также перелом костей носа.
Никита добровольно вызвался проверять показания на месте преступления и частично компенсировал причиненный ущерб. На работе, где он трудился кровельщиком, Каданова характеризовали положительно. Он не был судим, не привлекался, не состоял на учете у психиатра и нарколога. Был разведен и исправно платил ребенку алименты.
Николая также характеризовали только с положительной стороны.
– 8 февраля 2024 года Починковский районный суд признал Никиту Каданова
виновным в совершении преступления по ч. 1 ст. 109 УК РФ (убийство по неосторожности) и назначил ему один год и шесть месяцев исправительных работ с удержанием 10% из зарплаты в доход государства, – сообщила нам Юлия КАЗАКОВА, старший помощник прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ и общественностью.
Кроме того, суд постановил взыскать с Никиты 39 тысяч рублей материального ущерба и 1 миллион рублей в счет морального в пользу старшего сына погибшего.
Починковский район
(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены по этическим соображениям. – Прим. ред.)