В Крестцах дедушка отказывается платить за чужой мусор
Отвечает юрист газеты «Волховъ» Дмитрий Мартюченко:
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ, структура платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и платы за коммунальные услуги. Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов. В редакции названных Правил, действовавшей до 14.03.2017г., были упомянуты также и твердые бытовые отходы.
В 2017 году правовое регулирование в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами подверглось заметным изменениям. Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года. Из информации, размещенной на официальной сайте Правительства Новгородской области (по адресу:
- в течение 2017 года - завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- не позднее 1 мая 2018 года - заключить соглашения с региональными операторами;
- до 1 июля 2018 года - обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;
- не позднее I января 2019 года - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании вышеизложенного, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством. Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Таким образом, по сей день плата за сбор и вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, впредь до окончания периода, установленного для перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, размер платы за которые подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием граждан в занимаемых жилых помещениях (см., напр., Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015г. № 17АП-8239/2015-ГК по делу № А60-50176/2014).