Что делать, если тележка на парковке гипермаркета протаранила автомобиль?

«На парковке возле гипермаркетов очень часто вижу оставленные абы как тележки. Что делать, если порывом ветра такую тележку снесет на машину, вследствие чего автомобиль получит механические повреждения? Является ли это страховым случаем? Стоит ли в таком случае вызывать ГАИ? И имеет ли смысл предъявлять

претензии администрации гипермаркета?» Ольга, Рязань

Отвечает адвокат коллегии адвокатов № 10 г. Рязани Адвокатской палаты Рязанской области, член президиума РРО Федерального союза адвокатов России Евгений Имамбаев:

- Чаще всего парковки рядом с крупными торговыми центрами бесплатные, т.е. посетитель оставляет машину на парковке, не получая взамен документа о принятии имущества на хранение. Поскольку договора хранения, в соответствии со ст. 886 ГК РФ, между посетителем и ТЦ не заключалось, то претензии к ТЦ по поводу сохранности автомобиля неправомерны, так как ответственность за целостность своего транспортного средства несет владелец. Но если ущерб возникает по вине торгового центра, то у ТЦ все же возникают обязательства перед владельцами оставленных на парковке машин. Предоставление тележек для перевозки приобретенных в гипермаркете продуктов является услугой, непосредственно связанной с продажей товаров потребителям. Использование тележек для выгрузки товара в автомобиль является завершением цикла системы логистики гипермаркета, предоставление данной услуги входит в торговую наценку и оплачивается потребителем при приобретении товара. При необходимой степени внимательности и добросовестности со стороны сотрудников ТЦ покупательская тележка должна была быть своевременно убрана с автомобильной парковки. В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ и ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу гражданина, и убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Является ли это страховым случаем? ОСАГО такие страховые случаи не рассматривает. При наличии полиса КАСКО, всё зависит от условий договора. В большинстве случаев такие моменты предусмотрены договором страхования и никаких проблем с выплатами не возникает, но если, например, это страхование только по риску «угон», то на страховое возмещение рассчитывать не стоит.

Как поступить в подобной ситуации? В любом случае необходимо самостоятельно зафиксировать повреждения. Затем рекомендую обратиться в администрацию ТЦ, поскольку парковки, как правило, оснащены камерами видеонаблюдения. Данное происшествие не является дорожно-транспортным, так как повреждение имущества произошло не в процессе движения механических транспортных средств, а тележка тем более не является механическим транспортным средством. В связи с этим следует вызывать сотрудников полиции, а не ГИБДД.

Выполнение указанных действий поможет отстоять свои права, как в страховой компании, так и в суде, в случае отказа ТЦ в возмещении ущерба.



подпишитесь на нас в Дзен