Ганзейская ярмарка: лекарство от сглаза и ложка дёгтя от скептиков

На Дне города Пскова ноги как-то сами собой привели  журналистов на ярмарку мастеров, которая раскинулась на набережной Великой. Этакий прототип открытой Ганзейской торговли, которую мы ожидаем увидеть в  Пскове через два года. Насколько мы к этому  сейчас готовы?

ОТ АВТОРА: что такое Ганзейская ярмарка и Ганзейский союз, нынче знают, мне кажется, многие. Для тех, кто не знает, напомню, что Ганзейский союз с XII века объединял торговцев и купцов 300 городов Северной Европы. Сначала это были лишь немецкие города, потом к ним присоединялись города Бельгии, Норвегии, Англии.

Входили в Ганзейский союз и русские купцы из Новгорода и Пскова.

Если честно, к ярмаркам я отношусь равнодушно. Покупать ничего не планирую, поэтому пришла просто посмотреть, чем порадуют русскую душеньку нынче торговцы. Посмотрела и... как разошлась!

Земли берёз и льна

Первыми встретили меня ряды льняных товаров. Здесь и скатерти, полотенца, традиционные простые и свадебные рушники, салфетки, дорожки на стол… 

Ладонью провожу по прохладной шероховатости льна, закрываю глаза и…переношусь в XIII век.    В это время Псков находился под влиянием Новгорода, и вместе с новгородцами псковичи стали заключать торговые союзы с иностранными купцами.  В 1262 году немецкие купцы заключили мир с Великим Новгородом, чтобы «немцам гостити в Новогороде без пакости». В Псковской земле в это время активно развивается растениеводство, особенно много выращивают льна. И продавали за рубеж как ткани из льна, так и уже готовые изделия.

«Посеешь лён – пожнёшь золото» - говаривали на Руси.  А Ярослав Мудрый даже ввёл в судебные уложения статью о наказаниях за кражу льна и льняной одежды – настолько важным товаром он был.

Тут же, рядышком, – изделия из бересты: хлебницы, туески. В отличие от прохладного льна они будто тёплые на ощупь, нежные, как ладошки малыша.

В прошлом береста жила бок о бок с простыми людьми. Из неё делали игрушки, посуду, использовали вместо бумаги (берестяные грамоты). Изделия из бересты украшали резьбой, росписью. Псков и Новгород особо славились такими изделиями. Возможно, их продавали и за рубежом – такой «диковины» немецкие купцы точно не видели.

От сглаза

- Издавна многим вещам предавались целебные свойства, считалось что береста обладает целебным свойством, - словно сон, доносится голос  Анны, она и продаёт на ярмарке эту красоту. Кстати, приехала Анна с мужем Николаем из Великого Новгорода. -  В изделиях из бересты дольше хранились квас, молоко, хлеб. Даже сейчас в берестяной хлебнице хлеб дольше хранится, он не черствеет и не плесневеет.

Обратила внимание на зеркальце в обрамлении бересты, точно такое же было найдено на раскопках в Новгороде, датируемое XII веком.  Издавна зеркало считалось источником женской красоты и молодости, оберег от сглаза. В своё зеркальце никому нельзя было давать смотреться.

Откуда же на Руси зеркала в XII веке, спросите вы? Их в свою очередь привозили ганзейские купцы из Европы. И уже здесь народные умельцы украшали драгоценные зеркальные кусочки рамками из бересты, дерева, глины.

- К Ганзейским дням в 2019 году уже вовсю готовимся! – продолжила Анна. -  Будем продвигать у вас традиционные народные промыслы. К слову, гости из-за границы очень ценят ручной труд и экологические материалы.

Поэтому любые изделия из бересты и льна пользуются большим спросом у туристов. Скажу честно: мы ездим во многие города по всей России, но именно Псков нас встречает с таким радушием и гостеприимством, что мы всегда возвращаемся сюда.

Анна и Николай из Великого Новгорода 

Коник и кубрик – Was ist das?

Неожиданно я увидела поднятый стяг - «Мастерская коника». Подошла ближе – ничего себе! Стол заставлен деревянными лошадками всевозможных форм. Деревянные бруски грубой обработки почти полностью копировали древнерусскую игрушку – лошадку на колёсах.

Ими забавлялись детишки на Руси. Но такие игрушки делали лишь для личного пользования, не на продажу. Поэтому увидеть заморские гости их в то время не могли. Зато сейчас – пожалуйста. Внезапно моё любование суровыми «кониками» прервал мастер Павел: «Смотрите, что я вам покажу».

В его руках две деревянные фигурки: дёрнул за верёвочку, и по асфальту запрыгала, закрутилась деревянная «баба» - пра-пра-пра-прабабушка нашего волчка.

- Это кубарь – русская народная игрушка, - пояснил Павел. – Такое вы теперь нигде не увидите.

 

Кубарь - древняя русская игрушка-волчок

Это точно, где такое сохранившееся до наших дней чудо можно увидеть вживую, как не на народной ярмарке? Кстати, коники и кубарь также были найдены на раскопках в Новгороде. Так что, можно сказать, в это играли наши с вами предки! Здорово, не правда ли?

 

Те самые коники

Копорский чай - для подвигов

А чуть поодаль моё внимание привлекла малоприметная палатка с… мешками. Иван-чай! Ну и ну! В историю торговли иван-чаем (он же кипрей)  меня погрузил Юрий Иванович, чья палатка расположилась на краю торгового ряда:

- Это наш псковский чай, все травы собраны в Пушкиногорском районе. Он обладает целебными и противовоспалительными свойствами. Иван-чай пить надо на вечер за полтора часа до сна, так как он успокаивает. Знаете  пословицу: «Чай не пил, какая сила? Чай попил, совсем ослаб»? Вот она и рассказывает про иван-чай.

Когда Александр Невский, разбив немецких рыцарей, освободил село Копорье (ныне Ленинградская область), жители угостили его необычным напитком, который позволил ему хорошо отдохнуть и набраться сил. Он назывался «копорский чай» и это был… иван-чай. По благословению Александра Невского чай стали выпускать в больших количествах и продавать даже за рубежом. 

Иван-чай из Пушкиногорья

Александр Невский был не только великим полководцем, но и талантливым политиком, который заключал выгодные союзы и сделки для торговли новгородских и немецких купцов. И, начиная с XII-XIII веков, «копорский чай» начал завоёвывать всю Европу, где его, кстати, называли «русским чаем».

Его закупали в Англии и Дании, а в Пруссию и Францию, как говорят историки, его перевозили контрабандой. И даже в XVII веке английские аристократы (которые владели плантациями индийского чая!) отдавали предпочтение «русскому чаю».

- После революции всё производство было заброшено и забыто, - продолжил Юрий. - Но мы и сейчас пытаемся восстановить прежнее широкое распространение этого промысла. И не исключено, что скоро  мы будем ездить в Германию, Швейцарию и будем пить там русский иван-чай, как когда-то в средневековье,  - вдохновенно закончил свою речь чайный «промышленник».

А я не менее вдохновенно слушала, представляла… Но пора и дальше, в путь! Впереди столько всего интересного!

 Девушки в народных костюмах добавляли ярмарке красок

Мёд и меха

А вокруг этой палатки вьются и пчёлы, и люди… Сладкий запах – мёд! К сожалению, не наш: псковские пчёлы плохо пережили нынче зиму. Поэтому здесь сладким товаром нас радуют сибирские земли. Можно увидеть мёд с апельсином, с брусникой, пергой, нежнейший кремовый мёд с маточным молочком…

С незапамятных времён мёд был важнейшей составляющей не только обыденной жизни людей (помните, как в сказках: «Мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало!»), но и продавался в иноземных землях. Также большой популярностью пользовались пьяные меда и медовухи. А взамен купцы привозили на Русь вина из Европы.

И как же на ярмарке без… мехов! Жилетки, шапки, шкурки… Невозможно пройти мимо, чтобы хоть рукой не провести по этому пушистому товару.

- Я из Пскова, город впервые пригласил, и я не смогла отказаться, - рассказала мне  Светлана Шумейко, которая сама шьёт из меха одежду. – Родители почему-то не разрешают детишкам трогать меха. Как же можно, меха надо трогать, они заряжают энергетикой, теплом…

Меня спрашивают: как бизнес? Да какой бизнес, я здесь не чтобы торговать! Я здесь – чтобы нести радость, эмоции и получать их взамен! Сколько здесь уже фотосессий  прошло в моих мехах. К Ганзейским дням обязательно буду готовиться, надо будет показать всю красоту наших товаров перед гостями и псковичами! Всего два года осталось – это не так и много времени.

В период развития торговли в Ганзейском союзе меха были одним из основных продаваемых товаров. Русские леса всегда были богаты пушниной, и её в огромном количестве вывозили за рубеж: лисиц, соболей, горностаев, песцов. А взамен же привозили…ткани. И если ткани не всегда могли себе позволить крестьяне, то они копировали мотивы и орнаменты с «заморских» вещиц, привозимых купцами из Европы.

С незапамятных времён на павло-посадских платках, помимо языческих узоров и символов, можно увидеть французские цветы, гроздья винограда, а из восточных стран на платках «отпечатались»  орнаменты бобов и пейсли (известные как «огурцы»).

Восток – дело сладкое

Что ещё могли привозить из Европы? Специи. Конечно, Киевская Русь, особенно южные земли, самостоятельно торговали с Востоком. Но северным землям иногда проще было получить восточные товары от европейских купцов. Почему бы и нет? Торговые пути и связи есть, всё налажено.

В любом случае, увидеть шатёр с восточными сладостями и приправами на Псковской ярмарке было удивительно и интересно. Вокруг суетился народ, пробуя-нюхая-спрашивая. Халва, рахат-лукум, гвоздика, перец, посуда с восточными мотивами… Кажется, даже солнце засветило жарче. Восточный колорит, мотивы, ароматы – вот такое национальное  разнообразие и хочется видеть на ганзейской ярмарке! Что думаете вы, читатель?

А чего   я не увидела?

Что ещё исконно русского мне довелось увидеть? Плетёные из лозы корзинки, шерстяные носки и пояса из собачьей шерсти (говорят, они обладают лечебными свойствами – правда, я этого пока не проверяла).

 Но почему-то никто не выставил на продажу исконно русские валенки, снетков и сушёной рыбы, квас, сбитень (вы пробовали когда-нибудь сбитень? Я – нет!) гончарные и кожаные изделия (сделанные фабриками кошельки да кружки с псковскими достопримечательностями не в счёт). 

Вот они, возможности для псковских (и не только!) умельцев и предпринимателей. Русские костюмы тоже никто не продавал, и кокошники я увидела только у выступающих коллективов. Как же мы встретим немецких купцов через два года без национальных костюмов?

Когда закончились торговые ряды, стало даже как-то грустно. Мол, всё посмотрела, как же так. Я уходила, полна впечатлений. А кто-то ещё уносил с собой подарки и сувениры. И если вы ещё ни разу не были на Псковской ярмарке мастеров – это, безусловно, того стоит. Чтобы увидеть, почувствовать, прикоснуться к истории и узнать много нового. В любом случае, хорошее настроение вам обеспечено!

Но… не обошлось и без дёгтя. Увы, его не продавали, он красовался на всеобщем обозрении. Это – здание псковской ТЭЦ, выбитые окна и разруха которого удивляли иностранных гостей.

Туристы фотографировали это «чудо», а мне же было нестерпимо больно: мол, что ж вы, какие фотографии увезёте с собой! Посмотрите в другую сторону, здесь меха, шкатулки, сувениры…

Мария Михайлова, Псков



подпишитесь на нас в Дзен