Ульяна Михайлова: «Нельзя годами закрывать глаза на проблемы бюджетных учреждений!»

Есть ли выход из возникших проблем? Что нужно предпринять для изменения ситуации, создающей почву для множества самых разнообразных конфликтных ситуаций? Об этом и не только интервью с председателем Псковского областного совета профсоюзов.

ОТ АВТОРА: ситуация в Пушкиногорской санаторной школе - интернате, которой мы посвятили два материала в предыдущих выпусках «Курьера», на самом деле вывела несколько в зону публичности системных проблем, от которых сегодня страдают все бюджетные учреждения Псковской области. Причем, не только в сфере образования, но здравоохранения, социальной защиты населения и культуры.

Корень проблем – в постоянном недофинансировании бюджетных учреждений со стороны учредителей и собственников. Проще говоря – в том, что бюджетные средства, которые должны выделяться на содержание и расходы учреждений, неуклонно сокращаются. Увы, это поставило многие трудовые коллективы в условия, в которых они не могут качественно предоставлять населению свои услуги, а также выполнять требования надзорных органов.

Напрашивается вопрос: какие последствия это может иметь для бюджетной сферы Псковской области в целом?

Кто виноват?

- Ульяна Александровна, Псковский облсовпроф за последние полгода направил несколько обращений в адрес Главного управления образования Псковской области о необходимости срочного увеличения финансирования Пушкиногорской санаторной школы-интерната: речь шла и о финансировании обеспечения учащихся верхней одеждой (школа обязана обеспечить их не только формой, но и другими предметами одежды, включая зимнюю), и о мягком инвентаре, и об установке «антитеррористического» забора, и о накопившихся коммунальных долгах.

Понятно, что финансирование всех этих потребностей является обязательством областного бюджета. Но почему тогда представления выносятся только в адрес руководства школы, и почему именно оно привлекается к ответственности за неисполнение требований контролирующих органов?

- Профсоюзная сторона в своих комментариях конкретно по этой ситуации и по ситуации в бюджетной сфере Псковской области в целом, неоднократно заявляла, что с проблемой недофинансирования сталкиваются практически все бюджетные учреждения региона. Но мы еще ни разу не сталкивались с ситуацией, когда недофинансирование учреждения было бы связано с поведением его руководителя.

Необходимые средства просто не выделяются учредителями. То есть федеральный, региональный, муниципальные бюджеты не выполняют свои обязательства по содержанию учреждений, учредителями которых являются государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Но правоохранительные, другие надзорные органы работают в рамках действующего законодательства: привлекают к ответственности конкретное должностное лицо. Хотя виновными-то лицами, по сути, являются учредители и собственники.

Это они, а не руководитель конкретного учреждения образования или здравоохранения вырабатывают нормы его финансирования: взять хоть подушевое финансирование школ, хоть общую смету финансирования учреждения здравоохранения. Но под ударом оказываются именно руководители учреждений, у которых на сегодня уже нет моральных ресурсов (о других ресурсах говорить просто не приходится), позволяющих самостоятельно преодолевать последствия этой сложившейся и, на наш взгляд, порочной практики, связанной со структурой финансирования бюджетных учреждений. Практика эта сложилась не вчера.

- С 2014 года – тогда же был объявлен очередной режим экономии бюджетных средств?

- На самом деле, раньше: волна сокращения расходов бюджетных учреждений началась еще в 2012 году. Уже тогда в общую смету финансирования, или в подушевое финансирование прямые затраты учреждения закладывались не полностью. То есть практически 5 последних лет каждый руководитель бюджетного учреждения на встречах с представителями профсоюзного движения рассказывает, что у него нет средств на приобретение инвентаря, на обновление состояния внутренних помещений, нет основных и оборотных средств.

Кроме того, в течение нескольких лет у бюджетных учреждений нарастает кредиторская задолженность по обязательным расходам: по оплате отопления, электроэнергии, по обеспечению требований контрольно-надзорных органов, связанных с безопасностью лиц, в отношении которых они осуществляют уставную деятельность (это требования пожарного надзора, санэпиднадзора, требования лицензионных органов, которые контролируют работу как учреждений здравоохранения, так и образования, требования по обеспечению антитеррористической безопасности).

Способность выполнять требования федерального законодательства у ряда бюджетных учреждений в Псковской области практически утрачена с того же 2012 года. В любое учреждение приди – это будет огромный акт о несоответствии его материально-технической базы требованиям законодательства и невозможности учреждения реализовать эти требования за счет тех средств, что выделяет собственник. И на это годами закрываются глаза.

Но ни для кого не секрет, что руководители профильных комитетов и управлений, курирующие деятельность бюджетной сферы, периодически ведут душевные беседы с руководителями учреждений о том, чтобы они ни в коем случае не выводили эту проблему в публичную сферу, и не подавали соответствующие заявки при формировании бюджета на очередной финансовый период. Потому что денег нет.

Есть ли силы «держаться»?

- Но, судя по тому, что в зону публичности такие ситуации выводятся не часто, получается, что у руководителей учреждений есть силы «держаться»?

- Не думаю. Я напомню, что на прошлой неделе Псковский облсовпроф вынужден был обратиться к врио губернатора Псковской области Михаилу ВЕДЕРНИКОМУ по поводу ситуации в противотуберкулезном диспансере Псковской области, которая требует срочного вмешательства.

Я процитирую наше обращение: «По плану финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ «ПТД» было доведено 150 533 092 рубля. В связи с внесением изменений в Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы» было снято с учреждения 8 569 149 рублей, в том числе со статьи 211 («Заработная плата) – 6 060 247 рублей. Если снятые лимиты не будут возвращены, учреждение не сможет начислить и выплатить заработную плату сотрудникам за ноябрь и декабрь 2017 года, а также заплатить в бюджет страховые взносы за указанный период.

Урезанный план финансово-хозяйственной деятельности в размере 141 963 943 рубля включает в себя и обязательства по оплате кредиторской задолженности 2016 года в размере 14 281 346 рублей. По состоянию на 01.10.2017 года учреждение профинансировано на сумму 100 260 454 рубля и имеет кредиторскую задолженность в размере 10 444 314 рублей, в том числе просроченную – на сумму 5 672 335 рублей». Это по финансам.

А вот по состоянию учреждения: «…многие помещения не пригодны к использованию по функциональному назначению, имеют дефекты, устранимые только с помощью значительного ремонта: отдельные трещины в капитальных стенах; трещины в плитах перекрытий; отпадение штукатурки; увлажнение поверхности стен, следы постоянных протечек на потолке и стенах; материал пола истерт, пробит, порван, основание пола просело; требуется ремонт заполнений оконных и дверных проемов с их частичной заменой, а также замена электропроводки, ремонт системы отопления, вентиляции и пожарной сигнализации. Требуется восстановление отделки».

Там госпитализация всех заразных больных туберкулёзом невозможна из-за недостатка мест в стационаре. Из двух отделений для лечения особо опасных форм туберкулёза одно закрыто на ремонт с 2012 года по причине аварийного состояния. При этом финансовые средства на ремонт отсутствуют на протяжении многих лет. То есть в данном случае тучи уже сгустились настолько, что руководство и трудовой коллектив диспансера реально опасаются, что к ним как к должностным лицам будут применяться меры ответственности вплоть до уголовной.

А они ничего поделать не могут! И в такой ситуации «держаться» уже невозможно, а молчать – тем более.

Что делать? Объединяться!

- Складывается впечатление, что в Псковской области в бюджетной сфере более-менее выполняются лишь обязательства по выплате заработной платы.

- Ну, как мы видим по ситуации с диспансером, скорее менее, чем более. В целом профсоюзная сторона сегодня просто обязана громко заявить о том, что как только в бюджетной сфере заходит речь об увеличении заработной платы, это значит, что в учреждениях пойдет ее фактическое снижение в стимулирующей части или сокращения штатной численности работников.

Когда в 2012 году создавалась «дорожная карта» по исполнению майских указов, и мы рассматривали первый этап исполнения указов, то речь о возможной кадровой оптимизации на 30 процентов шла, но при условии, что сэкономленные денежные средства должны оставаться в учреждении.

То есть фонды оплаты труда не должны были уменьшаться! Это был тот ресурс, за счет которого необходимо было увеличивать заработную плату оставшимся сотрудникам, и переходить на так называемые эффективные контракты с большим количеством критериев оценки качества работы сотрудника бюджетной сферы. Но вразрез всех правовых, логических, моральных норм этого не произошло и не происходит.

Таким образом, власть создала условия, что не сегодня-завтра все отчеты о качестве оказания услуги в учреждениях, отчеты о росте заработной платы лопнут как мыльный пузырь. Поверьте, люди, занятые в бюджетной сфере, крайне недовольны, потому что они нищают. И при этом еще получают несправедливые обвинения со стороны потребителей услуг бюджетных учреждений.

Это касается не только Пушкиногорской санаторной школы-интерната, где последствия недофинансирования используются, на наш взгляд, одним человеком для проявления недовольства в адрес руководителя. У нас практически в каждом бюджетном учреждении сталкивают лбами работников и граждан, которые хотят получить нормальную качественную услугу, а учреждение не в состоянии её оказать – по вышеперечисленным причинам.

Ведь в учреждениях здравоохранения Псковской области ситуация ещё хуже: о каком качестве медицинских услуг можно говорить при нынешней кадровой ситуации? А она такова, что коэффициент совместительства – 1,9. По итогам первого полугодия 2017 года в Псковской области не хватало порядка 750 врачей!

Думаете, на сегодня что-то кардинально изменилось? Отмечу, что работники здравоохранения заявляют, что готовы работать и в таких условиях, но этот труд должен достойно оплачиваться. Так дайте людям ставку 50 тысяч рублей, дайте возможность получить в собственность жилье – через какой-то период отработки в учреждении здравоохранения!

На других условиях люди в Псковскую область не приедут, это факт. Потому что не сопоставим объем работы и зарплата, получаемая за этот объем. А представлять в качестве меры по устранению кадрового дефицита на территории региона создание медицинского факультета ПсковГУ, увеличение целевого направления в медицинские вузы других регионов – это, на мой взгляд, просто смешно.

Но при этом мы получаем отнюдь не смешные жизненные сюжеты – такие, как конфликтная ситуация в перинатальном центре, как ситуация, возникшая в Великих Луках в конце сентября, когда состояние автомобильного парка «скорой помощи» едва не парализовало её работу. На вызовах работали маршрутные такси и «аварийка» теплосетей.

- А у вас есть ответ на сакраментальный вопрос: «Что делать?»

- На наш взгляд, трудовым коллективам и самим исполнительным руководящим лицам в бюджетной сфере пора объединяться и четко, публично говорить, что это не они довели свои учреждения до такого состояния, а должностные лица, которые выполняют полномочия учредителя и собственника.

Мы всегда готовы помочь в том, чтобы как можно быстрее и громче донести консолидированную позицию наших товарищей по профсоюзному движения до власти. А самой власти нужно, наконец, вспомнить, что МАРТ 2018 года не за горами!

И что ситуация, в которой сейчас пребывают бюджетные учреждения, может существенно дестабилизировать социальную обстановку в Псковской области, создать напряжение в период, когда все мы должны объединиться и вместе поработать над сохранением стабильности в нашем обществе. Над тем, чтобы у людей не была утрачена уверенность в завтрашнем дне.



подпишитесь на нас в Дзен