Пензенская красавица разбила сердце Маяковскому

Татьяну Алексеевну Яковлеву нередко называют последней музой Владимира Маяковского, она затмила даже легендарную Лилю Брик От редакции: В преддверии дня всех влюбленных 14 февраля «Репортер» решил опубликовать историю любви знаменитого советского поэта Владимира Маяковского и Татьяны Яковлевой, которая провела детские и юношеские годы в Пензе. Корреспондент «Репортера» встретился с пензенкими краеведами, поднял архивы и переписки пары, узнав подлинную историю их кратковременного романа. Они познакомились осенью 1928 года в Париже, где Маяковский находился в командировке. Поэт влюбился сразу же, с первого взгляда, страстно и нежно. Однако долго быть вместе им не пришлось. Пара провела вместе всего 40 дней. И эти дни предопределили дальнейшую жизнь каждого из них. В советское время о жизни Маяковского были написаны десятки книг, но о присутствии в ней Татьяны Яковлевой многие авторы предпочитали умалчивать по идеологическим причинам. На Западе она слыла законодательницей мод, была желанной гостьей в лучших домах Европы и Америки и, ко всему прочему, имела впечатляющий круг знакомств – от  Марлен Дитрих до Кристиана Диора. Однако до сих пор немногие знают, что свое детство и юность Яковлева провела в Пензе. Она родилась в 1906 году в весьма богатой и известной семье. Мать – Любовь Николаевна – была дочерью главного режиссера Мариинского театра. Отец – Алексей Евгеньевич – подающим надежды архитектором. В 1911 году он выиграл грант на строительство в Пензе Народного дома, ныне областной театр драмы. Вместе с семей Алексей Яковлев переехал в наш город. Здесь Татьяна Яковлева и ее младшая сестра Людмила  провели свое детство и юность, вплоть до 1925 года. – В Пензе Татьяна училась в гимназии, но заканчивала она уже советскую трудовую школу, – рассказывает корреспонденту «Репортера» Нина Забродина, краевед. – В старших классах у девушки обнаружилась склонность к творчеству. Татьяна всерьез увлеклась искусством: писала стихи, участвовала в театральных постановках. В годы гражданской войны жизнь в Пензе была очень тяжелой. Семья бедствовала и недоедала. У Татьяны очень быстро развился туберкулез, но лечить его в родном городе было негде. Болезнь стала главным предлогом для того, чтобы выехать за границу, во Францию в 1925 году. Благодаря активной помощи дяди – всемирно известного художника Александра Яковлева (его картины хранятся в Третьяковской галерее и Лувре) – молодая 19-летняя девушка в летом 1925 году приехала в Париж, где с головой окунулась в светскую жизнь. Она участвовала в модных показах, снималась в рекламе и пробовала свои силы в кино. От поклонников не было отбоя. Под чары стройной высокой, почти 180 см блондинки попали даже Федор Шаляпин и Александр Вертинский. Осенью 1928 года Париж по заданию редакции газеты «Комсомольская правда» посетил Владимир Маяковский. Приезд в город самого известного поэта Страны Советов вызвал интерес в культурном обществе французской столицы. Не прошел он незамеченным и для Татьяны Яковлевой, ставшей к тому моменту настоящей светской львицей. На одной из званых вечеров их  представила друг другу Эльза Триоле – младшая сестра Лили Брик. «Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: «Да вы под рост Маяковскому», – писала в своих мемуарах Эльза Триоле. – Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Она была в полном цвету. В ней была молодая удаль, бьющая через край жизнеутвержденность». Маяковский влюбился с первого взгляда. С момента их знакомства 25 октября Владимир ни на шаг не отходил от своей Таты, как он ласково ее называл: осыпал цветами, читал свои стихи. Случилось почти невозможное – он посвятил ей два своих произведения: «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». До этого подобной чести удостаивалась лишь одна женщина – Лиля Брик.  На публике они появлялись всегда вдвоем. Парижский друг семьи Яковлевых художник Василий Шухаев вспоминал впоследствии: «Это была замечательная пара. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Таня восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом». Ко всему прочему оказалось, что Маяковский знаком с матерью Татьяны. В свой первый приезд в Пензу, в марте 1914 года, они встречались на одном из литературных вечеров. Тогда Тане было всего 8 лет.  – Знакомство с Татьяной Яковлевой было для Маяковского подобно светлому солнечному лучику в непроглядной тьме, – рассказывает корреспонденту «Репортера» Надежда Никулаенкова, генеральный директор «Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области». – Любовь к парижской красавице с родственной русской душой стала ориентиром в его непростой на тот момент жизни. Именно под впечатлением от встречи с Яковлевой были написаны лучшие лирические произведения Маяковского. Со стороны Татьяны чувство было взаимным. В письмах матери, которые она отправляла  в Пензу, есть такие строки о Маяковском: «Это самый талантливый человек, которого я встречала. Он такой колоссальный и физически и морально…». Тем временем, срок пребывания Маяковского за границей истекал, и разлуки было не избежать. На все просьбы вернуться с ним в Москву Татьяна неизменно отвечала отказом. Спустя многие десятилетия, она говорила: «Не могла же я сказать родным, которые недавно приложили столько усилий, чтобы меня вывезти из Пензы – «Хоп! Я возвращаюсь обратно». Я его любила, он это знал, у нас был роман, но роман – это одно, а возвращение в Россию – совсем другое». Перед тем, как покинуть Париж, Маяковский зашел в цветочную лавку неподалеку от дома своей возлюбленной. Оставив там внушительную сумму денег, он распорядился, чтобы каждое воскресенье, пока его не будет в городе, в квартиру Яковлевых доставляли роскошный букет цветов, к которому прилагалась короткая записка: «Татьяне от Владимира». Цветочник выполнил поручение. Букеты приходили даже спустя многие годы после смерти поэта.   Вернувшись в Москву, Маяковский почти сразу же занялся оформлением новой визы во Францию. Тоска по любимой Тате была столь велика, что он не раз говорил: «Если я не увижу Татьяны, я застрелюсь». – У Маяковского и Яковлевой все могло бы получиться, но им помешали быть вместе, – пояснил корреспонденту «Репортера» Александр Тюстин, главный специалист Пензенского краеведческого музея. – Тот факт, что в 1929 году Маяковскому отказали во въездной визе во Францию, является во многом «заслугой» Лили Брик, которая ревновала его к Яковлевой и даже сожгла все ее письма Владимиру. Для того, чтобы отвлечь Маяковского от мыслей о своей парижской возлюбленной, поэта познакомили с актрисой Вероникой Полонской, как две капли воды похожей на Яковлеву. 14 апреля 1930 года, вскоре после ставшего уже привычным букета цветов, Яковлевой пришла телеграмма из Москвы. В ней было всего два слова: «Маяковский застрелился». Есть версия, что ее отправил сам поэт за несколько часов до того, как сделал этот роковой шаг. Тогда же Татьяна писала в Пензу матери: «Мамулечка моя родная! Я ни одной минуты не думала, что я причина. Косвенная – да, потому что все это расшатало нервы, но не прямая, вообще… Здесь тоже массу пишут, но как мало знали его – человека».    Татьяна Яковлева надолго пережила Маяковского, она умерла в 1991 году. Ее судьба была трудной и насыщенной событиями и памятными встречами. Своего первого мужа  барона дю Плесси она так и не смогла полюбить. После его смерти в июле 1941 года (он был убит на войне) она вышла замуж за художника Алекса Либермана, более известного в качестве редактора популярного журнала Vogue, и переехала в США. Но даже спустя годы, вдали от места их встречи, она не смогла забыть Владимира Маяковского: «… после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след».      Александр Поляков Пенза.


подпишитесь на нас в Дзен